Зачем японец продает свой автомобиль?

Японцы продают свои автомобили, когда хотят заменить их на новые, или когда у них просто отпадает нужда в личном транспорте. В Японии очень развита система общественного транспорта, отлично работает метро. К тому же в этой стране по законодательству работодатель оплачивает проезд работника от дома до работы. Поэтому многие японцы продают свои автомобили просто от ненадобности. Об этом свидетельствует тот факт, что на аукционах часто встречаются старые автомобили с очень маленьким пробегом. Наряду с этим бензин в Японии достаточно дорогой (приблизительно 160 йен за литр – это около 70 рублей).
Когда японец-владелец машины принимает решение о её продаже, он пригоняет её в ближайший аукционный дом.
В холле аукционного дома находятся компьютеры общего пользования. Воспользовавшись ими, японский автовладелец может узнать среднерыночные цены, просмотреть статистику продаж машин своей марки в зависимости от пробега, модели, цвета. Эта информация позволяет сориентироваться, сколько можно выручить за продаваемый автомобиль с учетом его характеристик.
Как правило, возле каждого аукциона есть автомойка, так что многие хозяева моют свои автомобили перед тем, как сдать ее сотрудникам аукциона. В процессе приемки машины аукционом владелец подписывает документ, подтверждающий, что он выставляет её на продажу. Также он может оставить какие-либо комментарии по поводу технического состояния автомобиля, указать «плюсы» его комплектации (например, есть камера заднего вида и т.д.).
Если от автомобиля имеются запасные ключи, это указывается в аукционном листе. Тому, кто купит этот автомобиль, ключи будут отправлены по почте. Бывает и так, что машины продаются с одним ключом.
Достаточно часто хозяева снимают с продаваемого автомобиля навигацию, чтобы потом переставить в свой новый автомобиль. Причина этого заключается в желании сэкономить на приобретении дорогостоящего гаджета. Кроме того, отсутствие навигации практически не влияет на стоимость выставляемой на торги машины и количество потенциальных покупателей.
Обычно в стандартной комплектации вместе с автомобилем идет запаска, домкрат и баллонник. Сами японцы практически никогда всем этим не пользуются по причине высокого качества дорог.

Осмотр на аукционе

Инспектор аукциона проводит осмотр принимаемого автомобиля на предмет каких-либо неисправностей, внешних повреждений (вмятины, царапины), проверяет работу оборудования. Если при этом обнаруживаются какие-то дефекты, они в обязательном порядке фиксируются в аукционном листе. Обычно такой осмотр занимает 15-20 минут. В движении автомобиль не тестируется, подвеска не проверяется.
Это объясняется тем, что даже автомобили с пробегами за 100 тыс. км. по Японии находятся в прекрасном состоянии и не имеют никаких существенных недостатков. Это подтверждает и опыт нашей многолетней работы. Конечно, подвеска такого автомобиля будет не новой, но абсолютно исправной.
Важно знать, что недобросовестные продавцы на российских авторынках часто используют это обстоятельство для обмана покупателей. Они берут для продажи дешевые автомобили с пробегом 150-300 тыс. км. и «сматывают» его до 30-50 тыс. км, а затем продают автомобиль по рыночной цене без аукционного листа или с поддельным аукционным листом.
В договоре с аукционом японский продавец указывает сумму, за которую хотел бы продать свой автомобиль. Как правило, она оказывается немного ниже средней цены. Это делается для того, чтобы в конечном итоге машина ушла с торгов по своей реальной рыночной стоимости. Как показывает практика, японцы — не жадный народ, выставляемая ими цена обычно вполне адекватная.
Все то время, пока автомобиль находится на стоянке аукциона и выставляется на торги, собственник оплачивает услугу хранения. Счет за это выставляется понедельно, так как аукционы проходят один раз в неделю. Так, аукцион USS Tokio проходит по четвергам, USS Nagoya по пятницам, USS Nagoya по вторникам и т.д. Машина выставляется аукционом на торги до тех пор, пока не будет продана. Если продавец вдруг решит снять машину с торгов, то должен будет оплатить аукциону только комиссию.

Комиссия за услуги аукциона

Комиссия за услуги аукциона взимается как с продавца, так и с покупателя. Она зависит от стоимости автомобиля, его марки и собственно условий самого аукциона. Обычно сумма этой комиссии не превышает 100 долларов.
Вне зависимости от того, продал ли аукцион автомобиль, его владелец должен заплатить комиссию. Конечно, она будет ниже в случае, если аукцион не выполнил свою задачу и машина не нашла своего нового хозяина.
В большинстве случаев это происходит потому, что потенциальные покупатели давали за автомобиль меньшую сумму, чем хотел продавец. Бывают случаи, когда на машину есть всего два покупателя. Скажем, Вы располагаете суммой в 1 млн. йен, а ваш оппонент дает за автомобиль 500 тысяч йен. По правилам аукциона Вы даете за автомобиль 503 тысячи йен (ведь Вам нет резона соревноваться с самим собой и давать сразу миллион). И, однако, при этом автомобиль не продан! Почему Ваша ставка не сыграла? Просто потому что собственник, к примеру, был согласен продать машину за сумму не менее 600 тысяч йен. Такой случай происходил при продаже автомобиля посольства РФ, участие в котором приняла наша компания.
В такой ситуации машину можно доторговать в течение дня. Для этого по правилам аукциона к предложенной сумме добавляется еще 30 тысяч йен. Наши японские партнеры созваниваются с аукционом, а его сотрудники, в свою очередь, связываются с продавцом и уточняют у него минимальную для продажи цену. Если владелец хотел 600 тысяч йен, то дополнительные торги начинаются с этой цифры, и автомобиль продается Вам за указанную сумму.

Что происходит, если машина остается непроданной?

Здесь возможны несколько вариантов. Когда владелец имеет в запасе время, автомобиль может выставляться аукционом на торги каждую неделю, пока не будет продан. Если же продавцу срочно нужны деньги, то он перегоняет автомобиль на другой аукцион, где торги, например, будут проходить на следующий день или через пару дней, чтобы не ждать неделю. Тем не менее, статистика свидетельствует, что больше половины выставляемых автомобилей продаются с первого раза. Другими словами, проблем с продажей автомобилей обычно не бывает.
Обратим внимание на еще один важный момент.
Иногда бывает так, что на одном аукционе автомобилю ставят оценку R или 3.5. Он не продается, и владелец везет его на другой аукцион, где ставится оценка 4 или 4.5 и цена возрастает. Этому есть простое объяснение. Из-за того, что в первый раз машина не была продана, владелец может сделать определенные выводы и, например, устранить ряд неисправностей, осуществить косметический ремонт кузова, заехать на мойку. Благодаря этому внешний вид и техническое состояние автомобиля улучшаются, и его совокупная резюмирующая оценка становится выше. В результате предпродажной подготовки появляется возможность быстрее продать его по рыночной цене.
Среди всех аукционов наиболее жесткую систему оценки автомобилей имеют аукционы Honda и ТАА. Сотрудники этих аукционных домов не оставляют без внимания ни одной вмятины или царапины. Поэтому если продающийся на одном из этих аукционов автомобиль будет иметь оценку 4.5 балла, никаких видимых повреждений у него не будет.

Риски при покупке на аукционе

Многих из наших клиентов волнует вопрос, насколько велик риск купить машину с изначально плохой оценкой, которая затем была специально подготовлена к торгам нечистоплотными дельцами? Действительно, такая практика распространена, и этим занимаются как сами японцы, так и выходцы из других стран – например, русские, пакистанцы. Однако не стоит забывать о такой простой вещи, как номер кузова. По нему можно отследить историю и техническое состояние автомобиля, узнать аукционы, на которых он ранее выставлялся, изучить динамику его оценок (повышались они или понижались).
Наша компания проводит такую проверку в обязательном порядке. В подавляющем большинстве случаев нами приобретаются автомобили с оценкой выше 4-х баллов. Как правило, такие машины не имеют в своей истории никаких темных пятен. Но даже если первоначальная оценка была ниже, а затем достигла 4-х баллов, это говорит о том, что автомобиль находится в хорошем состоянии и заслуживает внимания. Разброс в оценках часто объясняется различием подходов разных аукционов. Бывает, что на одном аукционе Японии машина получает оценку R, а на другом 4 или даже 4.5. Если какой-то элемент автомобиля менялся, на нем уже есть клеймо, хотя вполне возможно, что в аварии он не попадал. Могла иметь место вмятина или царапина, либо просто замена какой-то детали.
Не имеет никакого значения, продается автомобиль на крупном или же небольшом аукционе. В современном мире спрос на японские автомобили колоссален. В таких условиях продавцам-японцам нет резона обращаться именно в крупный аукционный дом. Обычно они заключают договор с ближайшим к ним аукционом, так как это наиболее удобно. Все аукционы работают по одному принципу – машину покупает тот, кто дает за неё большую цену. Стоимость автомобиля поэтому совершенно не зависит от того, выставлен он на торги в крупном или мелком аукционном доме. Единственное различие между ними заключается в том, что в более крупных аукционных домах достигается более высокий процент продаж.
Когда мы приобретаем для наших клиентов автомобили, то руководствуемся исключительно их техническим состоянием, величиной пробега, оценкой, внешним видом, наличием определенных опций – «противотуманок», «ветровиков», климат-контроля и так далее. Собственно аукцион, где совершается покупка, никаким образом не влияет на ценообразование. Есть объективная рыночная цена автомобиля, которая в каждом конкретном случае может быть чуть ниже, или чуть выше в зависимости от хода торгов. Делая ставки, мы исходим из бюджета и пожеланий клиента. В конце концов, даже «мелкий» аукцион – это большая организация, которая в день торгов продает несколько сот автомобилей.

География аукционов

Определенное значение для нас имеет место, где находится аукцион, а, следовательно, и автомобиль. При покупке автомобиля на аукционе, находящемся в каком-либо географически удаленном регионе Японии (например, на Окинаве), можно рассчитывать на более низкую цену. Однако при этом более дорогой будет доставка.
Существует перечень аукционов, на которых дополнительно взимается плата за транспортные расходы в зависимости от удаленности. Но поскольку мы около 10 лет работаем с нашими японскими партнерами, то они не выставляют дополнительной комиссии за удаленность аукционов. Эту комиссию мы, в свою очередь, не выставляем своим клиентам.
Отметим, что комиссия нашей компании за предоставляемые услуги всегда стандартна и не зависит ни от объема двигателя автомобиля, ни от его габаритов, ни от удаленности аукциона. Если стоимость приобретаемого автомобиля свыше 500 тысяч йен, никаких дополнительных счетов клиенту не выставляется.
Исключение может быть только в том редком случае, когда покупается машина в аварийном состоянии, битая, с неисправностями оптики, рулевого управления, с наличием течи. Такой автомобиль перевозится эвакуатором, что влечет за собой дополнительные затраты. Однако компенсация подобных расходов всегда предварительно оговаривается с клиентом.

Читать далее: Как возникла система японских автомобильных аукционов?