Японский автопром в нашей стране уважают достаточно давно (восточные регионы в особенности). Но в последние годы авто из Поднебесной развиваются всё заметнее, а сейчас это и вовсе почти единственные иномарки, которые можно купить с официальной гарантией. Так что люди, которые раньше однозначно купили бы «японца», всё чаще заглядываются и на китайские машины. Ну а вопросы, которыми задаётся потенциальный покупатель авто из Китая или Японии, традиционные: сколько стоит машина? Как часто и насколько дорого её обслуживать? Что с ресурсом и надёжностью?
Новая китайская машина или подержанная японская?
Если рассматривать предложения за похожие цены, дилемма будет выглядеть именно так, ведь новый автомобиль из Страны восходящего солнца будет дороже китайского одноклассника.
Новый «китаец»: какие аргументы в его пользу?
- Новизна как самой машины, так и модели. Производители из Поднебесной довольно часто проводят рестайлинги или вовсе смену поколений.
- Оснащение: «китаец» предложит больше опций.
- Дизайн: так как модели обновляются довольно часто, то они, как правило, находятся на пике моды или даже сами задают тренды.
- Гарантия: это всё-таки новый автомобиль. Если с ним что-то пойдёт не так, можно рассчитывать на бесплатное устранение недостатков.
А в чём силён «японец» с пробегом?
- Крепкая репутация надёжного автомобиля. Чаще всего это пока действительно так.
- Ресурс: японский автомобиль не только доставит меньше проблем, но и проживёт дольше.
- Ремонтопригодность: в плане техники большинство моделей довольно консервативны и просты в ремонте, а запчасти для них можно найти без особых проблем.
Китай или Япония? Разберём по ключевым параметрам
Сколько придётся потратить?
При покупке
В последнее время спрос на автомобили упал, что вынуждает дилеров предлагать серьёзные скидки от рекомендованной цены, а на складах, если верить сайтам производителей, попадаются новые китайские автомобили не только 2024, но даже 2023 года!
Так, дела обстоят, например, у Changan. Седан Alsvin 2023 года можно купить по цене от 1400 000 рублей при условии покупки в кредит и от 1 600 000 рублей за наличные. Популярный кроссовер Haval Jolion предлагают от 1 999 000 рублей. Omoda C5 2024 года немного дороже – от 2 129 900 рублей при условии сдачи авто в трейд-ин и от 2 279 900 без этой опции.
Японские новые авто такими «вкусными» ценниками похвастаться не могут. Например, на момент написания материала некогда популярный и известный Honda Civic стоит от 2 300 000 рублей под заказ. Легендарная Toyota Camry поколения XV80 обойдётся минимум в 3 800 000 рублей, если заказывать, и в 4 600 000, если покупать из наличия. Новый кроссовер Mazda CX-5 обещают привезти за 2 400 000 рублей, а из наличия отдают минимум за 2 990 000 рублей.
Нужно также иметь в виду, что японские автомобили более ликвидны. «Китайцы» только за первый год могут потерять 30% цены, даже если были в одних руках и не видели такси или каршеринга. А вот японские машины могут не просто не потерять в цене, но даже прибавить в первые годы владения. Если, конечно, их тоже не гонять в такси или каршеринге.
На обслуживание
Со стоимостью владения не всё так однозначно. В японских моделях чаще можно встретить атмосферные двигатели с распределённым впрыском и невысокой степенью форсировки. Такие моторы, как правило, спокойно переваривают 92-й бензин, так что здесь возможно немного сэкономить.
Китайские производители в последнее время всё чаще используют наддув и непосредственный впрыск. В такой двигатель лучше всё-таки лить минимум 95-й, даже если производитель указывает 92-й.
Обслуживать многие китайские модели нужно каждые 10 тысяч километров. Кажется, что это довольно часто, но, например, Toyota придерживается такого же интервала.
Что с надёжностью и ресурсом?
Надёжность японских авто – это не миф
Согласно данным опроса Consumer Reports, в 2025 году лидируют по надёжности именно они. Но как думаете, сколько первых мест заняли «японцы»? Целых шесть: Subaru, Lexus, Toyota, Honda, Acura, Mazda! Даже если вспомнить, что Lexus – это Toyota, а Acura – Honda, результат всё равно впечатляет.
В рейтинге надёжности J.D. Power третий год подряд лидирует Lexus. Mazda и Toyota занимают третье и четвёртое места соответственно.
Китай прогрессирует
Согласно отчётам J.D. Power, на первых местах по надёжности среди китайских производителей Hongqi, Chery и Geely.
Производитель | Количество проблем на 100 авто (PP100) |
---|---|
Hongqi | 185 |
Chery | 187 |
Geely | 189 |
Lexus | 140 |
Mazda | 161 |
Toyota | 162 |
То есть у них результат уже лучше, чем средний показатель (202), но всё ещё далёк от Lexus, Mazda и Toyota.
Сколько проживут автомобили?
Японские авто традиционно входят в топы самых долговечных. Те же Тойоты, как правило, вполне способны проехать и 200, и 300, и более тысяч километров, а на дорогах до сих пор попадаются «японцы», возраст которых перевалил за 20 лет.
Китайские автомобили тех времён были не настолько качественными, чтобы массово оставаться в строю, но, чем дальше, тем они лучше, и когда-нибудь они, возможно, станут столь же легендарными, как и японские.
Технологии и Оснащение
Китайский прогресс не остановить, и именно в этих машинах мы увидели массовое буйство дисплеев и отказ от осязаемых, физических кнопок и регуляторов. Доходит до того, что в недра меню прячут управление зеркалами, светом и даже стояночным тормозом!
Но и реально продвинутых вещей хватает. Например, китайские производители внедряют голосовых помощников на базе искусственного интеллекта, снабжают их «аватаром» на дисплее мультимедийной системы или вовсе физическим воплощением.
BYD планирует внедрить автопилот «God’s Eye» во все свои модели (а их 21). Но пока только на внутреннем рынке. Причём даже в минимальной версии система включает 12 камер и 17 радаров.
Да и развлекательные функции не отстают. Например, в Lixiang можно петь караоке с использованием фирменных микрофонов.
Большинство же японских моделей куда консервативнее. Но это не означает, что они хуже. К примеру, обычные стрелочные приборы вместо виртуальных лучше читаются, физические кнопки, в отличие от сенсорных, можно нажимать на ощупь, не отвлекаясь от дороги, а это плюс к безопасности.
Дизайн и Комфорт
Сейчас у многих китайских моделей прослеживается тренд на «двухэтажную» головную оптику. Иначе говоря, то, что оформлено как фары, на самом деле ими не является. Это всего лишь блок ходовых/габаритных огней и указателей поворота. А настоящие фары располагаются ниже и, как правило, не столь заметны в выключенном состоянии.
Японцы же обычно придерживаются более классического и традиционного дизайна. Honda CR-V, например, узнаваема в течение многих поколений несмотря на то, что довольно заметно меняется.
До сих пор в салонах китайских моделей попадаются промахи в эргономике. Кроме того, что многие функции управляются исключительно через экран, бывают и недостатки в плане посадки водителя. В некоторых моделях либо не хватает диапазона регулировки руля по вылету для рослых людей, либо этой регулировки и вовсе нет. Попадается и неоптимальная форма сиденья с короткой и слишком горизонтальной подушкой. С этими вещами у японских моделей обычно дела получше.
Безопасность
Прошли те времена, когда китайские модели по безопасности были на уровне советских. Современные авто часто набирают максимальные рейтинги не только по внутренней программе C-NCAP, но и по европейской EuroNCAP. Пять звёзд получили, например, Zeekr X, BYD Atto 3, Dolphin, Seal, некоторые модели Lynk & Co, NIO, XPeng.
Для того, чтобы получить такой рейтинг, мало иметь прочный кузов с просчитанными зонами деформации и подушки безопасности. Нужны системы не только пассивной, но и активной безопасности (то есть те, которые предназначены для предотвращения столкновения). 5 звёзд не поставят, если в машине нет систем стабилизации, автоматического экстренного торможения, мониторинга состояния водителя и т.д.
Из японских моделей 5 звёзд получили, например, Honda CR‑V, Toyota Corolla, Nissan X‑Trail, Subaru Forester, Mazda CX‑80.
Обслуживание и запчасти
С запчастями для японских автомобилей, как правило, проблем нет. Можно, конечно, найти новые детали (оригинал или аналоги), но, если хочется сэкономить или просто сложно найти новое, всегда выручат авторазборки и магазины контрактных деталей.
Дилерские сети китайских производителей в последние годы неуклонно расширялись. Казалось, что это продлится и дальше, но нет. В 2025 году, на фоне падения продаж в общем по рынку и у отдельных брендов в частности, некоторые центры стали закрываться. Но с обслуживанием крупных марок (Chery, Haval и т.д.) проблем возникнуть не должно.
Что популярно?
Китайские модели
- Haval Jolion – самый доступный способ получить полный привод. Под капотом турбомоторы 1,5 л с механической коробкой или «роботом».
- Chery Tiggo 7 Pro – часто переживает рестайлинги. Сейчас называется Tiggo 7L, но на официальном сайте до сих пор присутствует прошлая версия, Tiggo 7 Pro Max. Доступен с турбомотором 1,6 л, роботизированной коробкой, передним или полным приводом.
- Geely Monjaro – кроссовер с двухлитровым турбированным двигателем, классическим гидромеханическим автоматом и полным приводом. Двигатель разработан совместно со шведами, как гласит официальный сайт
- Changan Uni-K. Как и Monjaro, предлагает мотор 2 л, честный автомат и полный привод. Правда, последний – опция.
- Также довольно известны бренды Omoda и Jaecoo – суббренды вышеупомянутой Chery. Между собой отличаются, прежде всего, дизайном. Агрегаты, как правило, похожи. Tank, как и Haval, – суббренды другого крупного производителя, Great Wall.
Японские модели
Одними из самых надёжных вариантов слывут, например, Toyota Corolla, Honda Civic, Mazda CX-5, Subaru Forester, Nissan Qashqai. В целом, это действительно так, только нужно учитывать нюансы. Регламент обслуживания Тойоты – раз в 10 000 км, подвеска Хонды и Мазды может не выдержать наших дорог, а у Субару и Ниссана в качестве КПП – вариатор, по определению не самая выносливая конструкция.
Интересно, что за 2024 год второе место по продажам б.у. машин в России заняла Toyota, а пятое – Nissan, при этом в первой пятёрке модельного зачёта «японцев» нет вообще, только модели отечественной, корейской и американской марок.
А что же выбрать?
Вам подойдёт китайский автомобиль, если у вас ограниченный бюджет, хочется новых технологий, необычных опций, дизайна, или просто есть привычка часто менять автомобиль.
«Японец» скорее для тех, кто берёт машину надолго, хочет быть уверен в её надёжности, да и просто хочет всегда знать, чего от неё ждать.
Есть вопросы!
-
Какие японские авто производятся в Китае?
Мировые производители в Китае работают, как правило, на условиях совместного производства с местными, так что список довольно большой: Toyota (совместно с FAW и GAC), Honda (совместно с Donfeng и GAC), Nissan (совместно с Dongfeng), Mazda (совместно c FAW и Changan), Subaru (совместно с GAC). -
Правда ли, что китайские авто быстро ржавеют/ломаются?
Как мы разобрались выше, ломаются они не сильно чаще других марок, а вот ржаветь могут. Если кузов не оцинкован. Так сделано, например, в некоторых моделях GAC и Changan. -
Есть ли проблемы с правым рулём в России?
Есть проблемы и чисто практические (само движение с правым рулём в условиях правостороннего движения), и правовые: могут возникнуть сложности, например, с техосмотром, так как фары светят по-другому. -
Насколько сложна растаможка авто?
Процесс включает несколько этапов: подача декларации, оплата пошлины и других платежей (включая утилизационный сбор), техосмотр, получение ЭПТС. Если ввозить машину для себя, зарегистрировать её в течение года, то заплатить придётся всего 3,4-5,2 тысячи рублей для машины с двигателем объёмом менее 3 л. Коммерческий же сбор составит 667 400 – 3 296 800 рублей. Если двигатель более 3 л, то сбор в любом случае коммерческий.
Что будет дальше?
Ещё в 2022 году доля китайских брендов в России была около 19%, а по итогам 2024 года – уже около 60%! Так что люди продолжат пересаживаться на машины из Поднебесной, которые уже сейчас вполне хороши по сравнению с прошлыми годами. А для любителей японского автопрома пока остаётся определённое количество подержанных авто, плюс есть компромисс – машины японских марок, но сделанные в Китае.