Аукционный лист (в народе аукционник) – документ, который описывает состояние автомобиля. Его заполняет эксперт аукционного дома перед торгами. При удаленной покупке это основной источник информации о машине. Поэтому мы составили краткий, но подробный справочник о том, как его читать и правильно понимать.
Расшифровка аукционного листа из Японии

Для того, чтобы разобраться, как читать аукционный лист на авто из Японии, возьмем аукцион USS (крупнейшая сеть японских аукционов с 19 площадками по всей стране).
Верхняя часть

- Номер лота (пригодится для поиска по базе аукциона)
- История авто (заполняется, если машина не в личном владении)
- Объем двигателя в см3 (как мы видим, округленный, так как реальный объем практически не бывает таким ровным)
- Марка кузова. Например, DBA-RP3 в данном листе означает Honda Stepwgn (2015-2019)
- Аукционная оценка (общее состояние, которое определяет инспектор). Подробнее в таблице ниже
- Оценка состояния салона. Здесь отдельная шкала, о ней также ниже
- Тип привода
- Название комплектации
- Количество дверей
- Название модели автомобиля
- Дата первичной регистрации (не выпуска) по японскому летоисчислению. Через дробь пишутся год с начала правления действующего на тот момент императора и месяц. В данном примере 28/3 – март 2016 года. (1988+28). Нынешний же император правит с 2019 года, то есть, например, 2022 год будет обозначен как «3».
Что значит аукционная оценка?
Примерная расшифровка в таблице. Нужно учитывать, что она может не давать полной картины. Поэтому лучше прочитывать описание подробнее.
| S | Машина младше 1 года с момента первой регистрации и с пробегом менее 10 000 км. В состоянии новой. |
| 6 | Почти как новая: возраст менее 3 лет, пробег до 30 000 км. |
| 5 | Пробег до 50 000 км. Возможны мелкие царапины и следы эксплуатации на кузове. В салоне могут быть легкие пятна, прожоги, трещины и т.п. |
| 4.5 | Пробег до 100 000 км. Царапин и следов чуть больше, чем с оценкой 5. Возможны мелкие ремонты. На кузове – несколько дефектов, в салоне – потертости, выцветание, трещины, прожоги и т.д. |
| 4 | Пробег до 150 000 км. На кузове заметные царапины и небольшие вмятины. В салоне – видимые дефекты, которые могут требовать ремонта. |
| 3.5 | На кузове могут быть средние или крупные вмятины и царапины, требующие ремонта или замены деталей. В салоне – значительные дефекты, возможно, требуется замена элементов. Возможно, был кузовной ремонт с применением сварки. |
| 3 | И кузов, и салон имеют крупные вмятины, потертости, царапины, требующие ремонта или замены деталей. Возможны серьезные механические проблемы. |
| 2 | Машина сильно изношенная. |
| 1 | Автомобиль, попавший в чрезвычайную ситуацию – утопленник, машина после пожара и т.п. |
| 0 | Машина серьезно битая, может быть не отремонтирована или требует крупного ремонта. |
| R | Машина попадала в аварию и была отремонтирована. |
| RA | Была легкая авария с незначительным кузовным ремонтом. |
| * или *** | Автомобиль после тяжелого ДТП или в нерабочем состоянии. |
Оценка состояния салона
Здесь, как мы говорили, своя шкала:
| A | Пробег до 30 000 км. Салон в отличном состоянии, только незначительные следы эксплуатации. Возможны легкие пятна, царапины. |
| B | Есть несколько мелких дефектов – например, прожоги от сигарет, порезы или небольшие разрывы. |
| C | Несколько дефектов, требующих небольшого ремонта. Могут быть надрывы, прожоги, пятна и т.п. |
| D | Заметные дефекты, которые уже требуют ремонта. |
| E | Салон в плохом состоянии. Требуется замена основных элементов – торпедо, потолка, сидений и т.д. |
| F | Состояние хуже, чем E, крайне изношенный салон. |
Блок слева

- Дата окончания действия техосмотра («шакена»). Указана, как и дата регистрации, в японском летоисчислении, то есть в данном примере это март 2021 года (1988+33)
- Пробег автомобиля
- Отметка об изменении цвета (если такое было, новый цвет вписывается справа)
- Тип топлива (бензин, дизель или другое)
- Код цвета кузова
- Цвет салона
- Сколько лет автомобиль эксплуатируется
- Отметка о том, что машина была куплена у дилера (слева) или ввезена «параллельным импортом» (справа)
- Расположение руля (левый иероглиф – правый руль, и наоборот).
Блок в середине

-
Тип коробки передач и расположение селектора (рычага переключения). Точнее, наоборот. Первая буква отвечает за расположение:
- F – на полу
- C – на рулевой колонке
- D – на торпедо (или центральной консоли)
Дальше идет логичное обозначение коробки передач: MT – ручная, AT – автоматическая. Нюанс в том, что последнюю обычно не расшифровывают, и под этими буквами могут оказаться как любимый многими гидротрансформаторный автомат, так и вариатор или робот. А еще в случае механической коробки иногда не ставят буквы MT, а просто пишут расположение рычага и число передач.
В нашем примере рычаг расположен на торпедо (D), а коробка автоматическая (AT). Если рычаг на полу, будет аббревиатура FAT.
-
Климатическая установка. Простой кондиционер обозначается как AC, а климат-контроль – AAC.
-
Сервисная книжка. Если она есть, помечен левый иероглиф. Если нет, правый.
-
Срок действия аукционного листа.
Блок справа (комплектация)

-
Условные обозначения опций:
- PS (Power Steering) – гидроусилитель руля
- SR (Sunroof) – люк
- AW (Alloy Wheels) – литые диски
- PW (Power Windows) – электростеклоподъемники
- TV (Television) – телевизор (обычно встроен в мультимедиа)
- ナビ / NAVI (Navigation) – навигация
- カワ / ⾰ (Leather Seats) – кожаные сиденья
- AB / エアB (Airbag) – подушки безопасности
-
Дополнительные примечания инспектора (также по поводу комплектации). Здесь он может перечислить другие опции, например:
- Bカメ / Bカメラ / Rカメラ – камера заднего вида
- Fカメラ / サイドカメラ – передняя или боковая камера
- ABS – антиблокировочная система тормозов
- ESC / ESP / VSC – электронная система стабилизации
- エアB / A/B / ABG / SRS – подушки безопасности
- キーレス / KEYLESS – бесключевой доступ
- スマートキー / Smart Key – система «умного» ключа (push start)
- ETC – система автоматической оплаты на платных дорогах
- レザー / 革 – кожаный салон
- シートH / SH – подогрев сидений
- パワーシート / PSシート – электрорегулировка сидений
- エアサス – пневмоподвеска
- SD – кузов седан
- 4WD / 4×4 – полный привод
- 2WD / FF / FR – передний (FF) или задний (FR) привод
- ターボ / T – турбонаддув
- SC – механический компрессор
- CD / MD / HDD / DVD – мультимедиа (CD, MD-диск, жесткий диск, DVD).
- カメラ – камера (уточняется типом – F, R, Side)
- エアロ – обвес или аэродинамический комплект
- HID / LED – фары (ксенон или LED)
- フォグ – противотуманки
- レーダークルーズ – адаптивный круиз-контроль
- イモビ – иммобилайзер
- 両側スライド / 片側スライド – сдвижные двери (с обеих или одной стороны)
- オートドア – электропривод дверей
- ルーフレール – рейлинги на крыше
- スペアタイヤ / スペア無 – запаска (или ее отсутствие)
Блок снизу

- Аукционный сбор
- Число мест в автомобиле
- Грузоподъемность (в тоннах)
- Регистрационный номер машины
- Номер кузова
- Серийный номер (графа для неофициально ввезенных автомобилей)
- Схема повреждений
- Запасное колесо (T – докатка, P – компрессор, ?? – нет)
- Габариты автомобиля по данным производителя
- Внутренние габариты грузового отсека (для грузовиков)
- Дополнительные замечания инспектора (недостатки, которые не отмечены в других разделах)
- На что нужно обратить внимание по автомобилю (здесь, наоборот, перечислены достоинства)
Графы с текстовыми замечаниями иногда оказываются довольно важными. Инспектор может указать, например, «修復歴あり» (кузовные ремонты), «メーター改ざん疑い» (подозрение на скрутку одометра), «エンジンオイル漏れ» (течь моторного масла) и т. д.
Повреждения на схеме обозначают буквами и цифрами в зависимости от характера и тяжести:
- A1-A4 – царапины (A1 – мелкая, A4 – крупная).
- U1-U4 – вмятины (U1 – маленькая, U4 – крупная).
- B1–B4 – вмятина с царапиной (по размеру, B4 – серьёзнее). Могут обозначаться как AU (или UA).
- W1-W3- вторичная покраска элемента (W1- едва заметно, w3-очень заметно).
- S1 / S2 – ржавчина (S2 – сильная).
- C1 / C2 – коррозия (более серьёзная, чем S).
- X / XX – X = элемент требует замены; XX = элемент уже заменен.
- G – скол на стекле.
- Y1–Y3 – трещины/разрывы (по размеру).
- P / H – выцветание лакокрасочного покрытия, возможно, требуется покраска
А что с другими аукционами?
Их достаточно много. Например, TAA (Аукцион Тойоты, Toyota Auto Auction), JU (Japan Used Car Dealers Association), CAA (Chubu Auto Auction), NAA (Nissan Auto Auction), HAA (Honda Auto Auction) и т.д. В целом, аукционные листы похожи на USS, но могут быть немного по-другому расположены данные. А еще они бывают не рукописнми, а печатными. В сети можно найти даже карты японских аукционов, где перечислены, в том числе, и мелкие организации.

TAA

NAA
А надо ли расшифровывать аукционный лист?
Обязательно. Другой вопрос, надо ли это лично вам. То есть чтение листа – задача посильная (существуют даже сервисы онлайн, которые предлагают бесплатно перевести текст), но в некоторых случаях, пожалуй, стоит поручить перевод аукционного листа на русский язык и его расшифровку компетентному специалисту.