Kei-car: что это такое?

На японском языке такие автомобили называются Kei-jidosha (кэйдзидося) – в переводе «лёгкий автомобиль». Это машины с определёнными размерами и характеристиками, изначально предназначенные для внутреннего рынка Страны восходящего солнца.
Первый регламент для кей-каров установили в 1949 году. С тех пор он несколько раз менялся, и с 1998 года машины должны соответствовать таким параметрам:
- Длина – не более 3,4 м,
- Ширина – не более 1,48 м,
- Высота – не более 2 м,
- Рабочий объём двигателя – не более 660 см3.
Наддув, кстати, никто не запрещает, так что с этого объёма, теоретически, можно выжать немало лошадиных сил, но обычно их не более 64. Так принято.
Зачем нужны кей-кары?

Какой смысл человеку покупать столь ограниченную в размерах и мощности машину? А он на самом деле есть. В Японии, как известно, высокая плотность населения, и покупателей таких маленьких автомобилей заманивают льготами:
- Налоговые льготы: за обычную машину японцу в год придётся отдать до 50 тысяч иен (примерно 27 тысяч рублей), за маленький кей-кар – всего 10-15 тысяч иен (около 5400-8100 рублей).
- Страховка дешевле на 30-40% по сравнению с «большим» автомобилем.
- Парковочные льготы. Обычно, из-за всё той же плотности населения, чтобы купить машину, японец должен подтвердить, что у него есть парковочное место. Без этого крупный автомобиль ему просто не продадут. А кей-кар – запросто.
- Кроме того, очевидно, что столь маленькая машина с крошечным мотором потребляет очень мало топлива, которое тоже не бесплатное. Так что и тут выгода. Да и удобство тоже: всё-таки в японских городах достаточно тесно.
Почему кей-кары полюбили в России?

- У нас в городах тоже бывает довольно тесно, так что маленькие габариты – это практично. При этом, из-за достаточно большой высоты многих моделей, салон может быть весьма просторным. Но не в ширину, конечно.
- Двигатель объёмом 0,66 л всё так же требует очень мало топлива, которое и у нас стоит немало.
- Традиционное (и небезосновательное) уважение к японской сборке. Такие машины берут, в том числе, за надёжность.
Какой кей-кар лучше выбрать?

Для начала посмотрим на рейтинг продаж таких автомобилей на родине, в Японии. Согласно данным Японской ассоциации мини-автомобилей (JMVA), список кей-каров, возглавляющих топ продаж, выглядит так:
- Honda N-Box – 206 272 шт,
- Suzuki Spacia – 165 679,
- Daihatsu Tanto – 93 759,
- Suzuki Hustler – 92 818,
- Suzuki Wagon R – 79 718,
- Nissan Roox – 70 697,
- Suzuki Alto – 68 139,
- Mitsubishi Delica Mini / eK – 60 001,
- Nissan Dayz – 50 432,
- Daihatsu Mira – 42 758.
Но как оценить, какая машина лучше? Ориентироваться будем, прежде всего, на нужды обычного покупателя. А ему, как правило, важны надёжность, расходы на эксплуатацию, ликвидность и, конечно, изначальная цена. Например, с аукциона.
Самые популярные кей-кары: обзор
Honda N-Box

Первое поколение вышло в 2011 году, в 2012 к обычной версии добавилась N-Box+ с акцентом на грузовые возможности: у машины был наклонный пол в грузовом отсеке и даже была возможность установки пандуса для удобства погрузки. Кроме того, были расширены возможности трансформации сидений. В 2016 году был продан миллионный автомобиль этого семейства.
Второе поколение пошло в продажу в 2017 году. Салон стал трансформироваться более гибко для удобного размещения людей или груза. Стали применяться продвинутые системы активной безопасности, в том числе удержания в полосе и предотвращения столкновений. В конце 2020 года модель получила небольшое внешнее обновление (изменились фары и решётка радиатора).
Третье, актуальное, поколение увидело свет в 2023 году. Кардинальных перемен во внешности не случилось, а техническая часть и вовсе та же, что и в предыдущем поколении.
Технические характеристики Honda N-Box
| Параметр | Значение | 
|---|---|
| Двигатель | Трёхцилиндровый, рядный | 
| Рабочий объём | 658 см3 | 
| Мощность | Атмосферный – 58 л.с., турбо – 64 л.с. | 
| Коробка передач | CVT (вариатор) | 
| Привод | Передний или полный | 
| Габариты (Длина × Ширина × Высота) | 3395 × 1475 × 1790-1815 мм | 
| Колёсная база | 2520 мм | 
| Клиренс | 145 мм | 
| Колея (передняя/задняя) | 1305 мм / 1305 мм | 
| Масса (снаряжённая) | 910 кг | 
| Топливный бак | 27 л | 
| Расход топлива (город/трасса/смешанный) | 5.3 / 4.3 / 4.6 л/100 км | 
| Подвеска (передняя/задняя) | Независимая пружинная / полунезависимая пружинная | 
| Тормоза (передние/задние) | Дисковые вентилируемые / барабанные | 
Плюсы такого автомобиля, конечно, заключаются в максимально просторном для таких размеров салоне, возможностях его трансформации, а также в недорогом содержании, особенно по части топлива. Минусы – ожидаемы. Машина хороша в городе, но не на трассе: не хватает мощности, очень чувствуется ветер, а маленький бак быстро опустошается.
Suzuki Spacia

Автомобиль, как и Honda N-Box, сегодня представлен уже в третьем поколении. Первое вышло в 2013 году, второе представлено в 2017, третье – в 2023 году.
Особняком стоит версия Spacia Gear. Машина выполнена в «кроссоверном» стиле с накладками из чёрного и серебристого пластика, а также обращают на себя внимание круглые фары.
Акцент на практичность сделан не только во внешности. Можно сказать, автомобиль хочет быть кемпером. Например, на сиденьях водоотталкивающая ткань, а сами они раскладываются в кровать. В багажнике прорезиненное покрытие. Среди аксессуаров – маркиза, противомоскитные сетки на окна, а также переноска для животных.
Технические характеристики Suzuki Spacia
| Параметр | Значение | 
|---|---|
| Двигатель | R06D, 3-цилиндровый, 658 см3, бензиновый, мягкий гибрид | 
| Мощность | 52 л.с. (атмосферный), 64 л.с. (турбо) | 
| Коробка передач | CVT (вариатор) | 
| Привод | Передний или полный | 
| Габариты (Длина × Ширина × Высота) | 3395 × 1475 × 1780 мм | 
| Колёсная база | 2460 мм | 
| Клиренс | 150 мм | 
| Масса | ≈ 900–930 кг | 
| Топливный бак | 27 л | 
| Расход топлива (WLTC) | 23.9 км/л (атмосферный), 21.9 км/л (турбо) | 
Основные плюсы и минусы кей-каров похожи, так как у них аналогичные размеры и мощность. Из специфических минусов владельцы отмечают короткоходную и довольно жёсткую подвеску, а также сложности с поиском некоторых запчастей.
Daihatsu Tanto

Эта машина в строю дольше предыдущих, с 2003 года, поэтому сейчас (с 2019 года) производится уже четвёртое поколение. Интересно, что первое поколение в качестве КПП имело классический автомат с гидротрансформатором на 3 или 4 ступени, последующие же генерации перешли на вариатор.
Характерная особенность модели – отсутствие центральной стойки, причём только с пассажирской (левой) стороны. Это выводит удобство посадки на новый уровень, ведь можно окрыть проём почти во всю боковину.
Технические характеристики Daihatsu Tanto
| Параметр | Значение | 
|---|---|
| Объём двигателя | 0,658 л | 
| Мощность (атмосферный) | 52 л.с. | 
| Мощность (турбо) | 64 л.с. | 
| Коробка передач | Вариатор (CVT, D-CVT) | 
| Привод | Передний или полный | 
| Габариты (Длина × Ширина × Высота) | 3 395 × 1 475 × 1 755–1 775 мм | 
| Колёсная база | 2 460 мм | 
| Снаряжённая масса | ≈ 880–1 000 кг | 
| Объём бака | ≈ 30 л | 
Автомобиль надёжный и долговечный (двигатель способен пройти до полумиллиона километров), но могут быть сложности с покупкой некоторых деталей.
Suzuki Hustler

Модель более свежая и по годам (первое поколение выпускается с 2014 года, второе – с 2020), так и по внешнему виду. Автомобиль выполнен в стиле кроссовера с отчётливым двухобъёмным силуэтом, а не микроавтобуса, как предыдущие кей-кары. Кстати, и клиренс у него соответствующий – 180 мм.
Технические характеристики Suzuki Hustler
| Параметр | Значение | 
|---|---|
| Двигатели | 0,658 л R06D атмосферный, 0,658 л R06A турбированный | 
| Мощность (атмосферный) | 49 л.с. | 
| Мощность (турбо) | 64 л.с. | 
| Гибридная система | Мягкий гибрид | 
| Коробка передач | Вариатор (CVT) | 
| Привод | Передний или полный | 
| Габариты (Длина × Ширина × Высота) | 3 395 × 1 475 × 1 680 мм | 
| Колёсная база | 2 460 мм | 
| Снаряжённая масса | 810–880 кг | 
| Дорожный просвет | ≈ 180 мм | 
У Suzuki Hustler выраженный капот, поэтому на салон остаётся меньше места. Также у автомобиля обыкновенные распашные двери вместо сдвижных, что немного осложняет посадку/высадку. Из эксплуатационных минусов можно отметить жёсткую и при этом слабую подвеску. Также некоторые детали дороги и сложны в поиске.
Suzuki Wagon R

Модель-долгожитель: первое поколение стартовало в 1993 году, а сейчас в строю уже шестое. Причём выпускается оно с 2017 года, значит, скорее всего, скоро уйдёт на покой. В 2010 году модель отметила юбилей: 5 миллионов машин.
Все поколения имели распашные боковые двери, а поначалу кузов вообще был четырёхдверным: по правому борту одна дверь, по левому (пассажирскому) – две.
Технические характеристики Suzuki Wagon R
| Параметр | Значение | 
|---|---|
| Двигатели | 0,658 л R06A атмосферный, 0,658 л R06D атмосферный (с 2020 г.), 0,658 л R06A турбо (Stingray) | 
| Мощность (атмосферный) | 38 кВт / 52 л.с. | 
| Мощность (турбо) | 47 кВт / 64 л.с. | 
| Гибридная система | Мягкий гибрид | 
| Коробка передач | Вариатор (CVT) или 5-ступенчатая МКП | 
| Привод | Передний или полный | 
| Габариты (Длина × Ширина × Высота) | 3 395 × 1 475 × 1 650 мм | 
| Колёсная база | 2 460 мм | 
| Снаряжённая масса | 730–850 кг | 
Как плюсы, так и минусы типичны для этого класса, то есть автомобиль надёжный, компактный, удобный, но не слишком комфортный.
Nissan Roox

Первое поколение (2009 г) – переименованная копия Suzuki Palette, второе и третье (актуальное) – Mitsubishi eK Space. Конструкция довольно традиционна: однообъёмный высокий кузов, передние двери распашные, задние – сдвижные. Задние сиденья можно двигать вперёд-назад аж на 320 мм. Задние двери с электроприводом, открываются, если взмахнуть ногой под порогом.
Технические характеристики Nissan Roox
| Параметр | Значение | 
|---|---|
| Двигатель | 659 см3, рядный 3-цилиндровый (атмосферный или турбированный) | 
| Максимальная мощность | 52 л.с. (атмосферный) / 64 л.с. (турбо) | 
| Коробка передач | Вариатор Xtronic CVT | 
| Привод | Передний или полный | 
| Габариты (Длина × Ширина × Высота) | 3395 × 1475 × 1735–1745 мм | 
| Колёсная база | 2400 мм | 
| Снаряжённая масса | 920–1010 кг | 
| Ёмкость топливного бака | Около 30 л | 
| Максимальная скорость | Около 140–150 км/ч | 
Из минусов отмечается, например, то, что в некоторых регионах у поставщиков запчастей нет оригинальных каталогов.
Suzuki Alto

Модель, которая выпускается ещё дольше, чем Wagon R, а именно с 1979 года! Так что на нынешний момент (с 2021 года) существует уже девятое поколение. Машина всегда была обычным хэтчбеком, а не микровэном. А первое поколение было в том числе и трёхдверным!
Технические характеристики Suzuki Alto
| Параметр | Значение | 
|---|---|
| Двигатели | Бензиновый R06A: 46 л.с. Мягкий гибрид R06D + стартер-генератор | 
| Коробка передач | Вариатор (CVT) | 
| Привод | Передний или полный | 
| Габариты (Длина × Ширина × Высота) | 3395 × 1475 × 1525 мм | 
| Колёсная база | 2460 мм | 
| Снаряжённая масса | 680-760 кг | 
| Количество мест | 4 | 
| Ёмкость топливного бака | 27 литров | 
| Максимальная скорость | Около 140 км/ч (зависит от модификации) | 
| Радиус разворота | Около 4.4 м | 
Из минусов владельцы упоминают слабый отопитель, непрочное ЛКП и относительно небольшое пространство внутри. Последнее вполне логично из-за формы кузова.
Mitsubishi Delica Mini / eK

Название Mitsubishi Delica всем отлично известно по крупному вэну повышенной проходимости, но Mini, по сути, никак к нему не относится. Эта машина – лишь разновидность модели eK Space, как и Nissan Roox, который мы обсуждали выше. Интересно, что переименованная копия от Nissan продаётся лучше, чем оригинал Mitsubishi. А особенности Delica Mini, помимо внешних отличий, лишь в обивке сидений и багажника. Последняя, кстати, водостойкая.
Характеристики модели (точнее, её копии) приведены выше, потенциальные проблемы в эксплуатации тоже.
Nissan Dayz

Ещё один пример так называемого бейдж-инжиниринга, или, попросту говоря, замены шильдика. Изначально эта модель известна под названием… Mitsubishi eK (не eK Space). Первое поколение Nissan Dayz – это третье поколение eK, которое выпускалось с 2013 года. Второй Dayz, соответственно, был сделан из четвёртого eK (с 2019 года).
Технические характеристики Nissan Dayz
| Параметр | Значение | 
|---|---|
| Двигатель | BR06, 3-цилиндровый, 659 см3 | 
| Мощность | 52 л.с. | 
| Коробка передач | Вариатор (CVT) | 
| Привод | Передний или полный | 
| Габариты (Длина × Ширина × Высота) | 3395 × 1475 × 1640 мм | 
| Колёсная база | 2495 мм | 
| Минимальный радиус разворота | Около 4,5 м | 
| Снаряжённая масса | Около 830 кг (зависит от комплектации) | 
| Подвеска | Передняя: McPherson; Задняя: полунезависимая (торсионная балка) | 
| Тормоза | Передние дисковые, задние барабанные | 
| Топливный бак | 27 литров | 
| Расход топлива | Комбинированный цикл: 4.7 л/100 км; город: 5.4 л/100 км; трасса: 4.5 л/100 км | 
Владельцы жалуются на отсутствие запаски, слабое ЛКП, а также на дороговизну некоторых запчастей.
Daihatsu Mira

Производство модели с этим названием было прекращено ещё в 2018 году, а сейчас в строю Mira e:S второго поколения. Выпускается она с 2017 года.
Технические характеристики Daihatsu Mira e:S
| Параметр | Значение | 
|---|---|
| Двигатель | 3-цилиндровый бензиновый, 658 см3 | 
| Мощность | 48–49 л.с. | 
| Коробка передач | Вариатор (CVT) | 
| Привод | Передний или полный | 
| Габариты (Длина × Ширина × Высота) | 3395 × 1475 × 1500–1510 мм | 
| Колёсная база | 2455 мм | 
| Минимальный радиус разворота | Около 4,4 м | 
| Снаряжённая масса | Около 650–740 кг (в зависимости от комплектации) | 
| Подвеска | Передняя: McPherson; Задняя: торсионная балка | 
| Тормоза | Передние дисковые, задние барабанные | 
| Топливный бак | 30–34 литра | 
Из недостатков – не очень просторный салон. Тесно может быть не только сзади, но и спереди, если рост больше 180 см.
А что лучше?
Из-за того, что параметры кей-каров определены законодательно, машины очень похожи друг на друга. У них аналогичные габариты, четырёхместный салон, бензиновые двигатели одинакового объёма и похожей мощности. При этом данные по расходу топлива разнятся: от 2,84 л/100 км у Daihatsu Mira до 4,9 у Mitsubishi eK / Delica Mini. Причём напрямую их сравнивать сложно, так как у некоторых моделей измерения проводились по устаревшему и дающему более низкие цифры циклу JC08, у некоторых – по WLTC, а для некоторых методика и вовсе не приводится. В любом случае, такие машины значительно экономичнее привычных нам более крупных.
Примерные цены в России
- Honda N-Box: от 400 000 рублей (2015 год) до 1 650 000 рублей (2024 год)
- Suzuki Spacia: от 450 000 рублей (2013 год) до 1 450 000 рублей (2025 год, под заказ)
- Daihatsu Tanto: от 400 000 рублей (2009 год) до 1 300 000 рублей (2019 год)
- Suzuki Hustler: от 450 000 рублей (2015 год) до 1 300 000 рублей (2019 год)
- Suzuki Wagon R: от 150 000 рублей (2000 год) до 1 300 000 рублей (2021 год)
- Nissan Roox: от 580 000 рублей (2012 год) до 1 450 000 рублей (2020 год)
- Suzuki Alto: от 90 000 рублей (1989 год) до 1 000 000 рублей (2020 год)
- Mitsubishi Delica Mini / eK: от 600 000 рублей (2018 год) до 1 500 000 рублей (2025 год, под заказ)
- Nissan Dayz: от 400 000 рублей (2014 год) до 1 370 000 рублей (2019 год)
- Daihatsu Mira / Mira e:S: от 210 000 рублей (2009 год) до 950 000 рублей (2019 год)
Выбор кей-кара для России: что нужно учитывать?
Приспособленность к нашим дорогам

Большинство этих машин имеет небольшой клиренс и маленькие колёса, так что к крупным колдобинам или, тем более, к бездорожью они не приспособлены. Исключение – Suzuki Hustler с его дорожным просветом в 180 мм, но нужно иметь в виду, что этого мало. Желательно бы иметь подвеску с достаточной энергоёмкостью, но этим даже «кроссоверный» Suzuki похвастаться не может.
Правый руль: что с легализацией?

Автомобили с правым рулём у нас не запрещены (хотя разговоры об этом идут давно), но, во-первых, к вождению придётся привыкать, во-вторых, есть некоторые нюансы легализации машины в России.
Любая машина, ввозимая в нашу страну, должна соответствовать местным требованиям: оснащение блоком ЭРА-ГЛОНАСС, свет фар под правостороннее движение и т.д.
Так как кей-кары ввозятся в частном порядке, на них по определению не оформлено одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Вместо него придётся оформлять свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).
Стоимость владения

Как мы уже обсудили выше, кей-кары потребляют очень мало топлива, так что в этом плане они не разорят. Но, кроме этого, нужно думать о стоимости обслуживания и ремонта. Чем боле распространена машина, тем, вероятнее всего, на неё проще и дешевле купить детали. Самая популярная в Японии модель, Honda N-Box, и у нас довольно распространена (по меркам класса, конечно).
Kei-car: самые частые вопросы
Почему мощность двигателей ограничена 64 л.с.?

На самом деле, законодательно она не ограничена, это просто соглашение между автопроизводителями. В 80-х годах на кей-карах стали часто появляться турбированные двигатели (а наддув никто не запрещал) мощностью 80 л.с. и иногда даже больше.
Машины были весёлыми и быстрыми, но становились небезопасными (маленькие габариты машины и колёс не придавали устойчивости) и неэкономичными, словно выпадали из своего класса и пытались конкурировать с более крупными. И производители пришли к выводу, что оптимальный максимум мощности – 64 л.с.
Как проходят краш-тесты JNCAP?

Методика принципиально не отличается от европейской, разница, прежде всего, в скорости. Лобовых краш-тестов два: в бетонную стену и в сминаемое препятствие с частичным перекрытием. Для бокового удара применяется тележка массой 950 кг. Все тесты проводятся на скорости 55 км/ч (европейский удар в сминаемое препятствие делается на 64 км/ч). При выставлении оценки учитывается, насколько легко при аварии открылись двери, есть ли трудности с извлечением манекена и т.д.
Можно ли поставить ГБО?

Теоретически – да, но практически смысла немного. Расход и так маленький, на газе много не сэкономить, окупаемость установки наступит нескоро. Также машина маленькая, а это значит, что баллон займёт много драгоценного места. Нужно иметь в виду, что по нашим законам установка ГБО – это изменение конструкции. Придётся проходить техосмотр и вносить изменения в документы. Ну и последнее: на кей-карах это скорее единичные случаи доработки, так что придётся поискать мастера, который за это возьмётся и сделает хорошо.
Так что же всё-таки выбрать?

Здесь зависит от потребностей. Если нужно просто неспешно перемещаться по городу с хорошими дорогами, лучше брать что-то из распространённых вариантов, чтобы потом не было проблем с запчастями. Например, ту же Honda N-Box. Если нравятся эти маленькие машины, но дороги там, где приходится ездить, не очень, то остаётся Suzuki Hustler. Ну а если хочется авто «для души», то есть и совсем экзотические варианты вроде родстера Daihatsu Copen. На фото, если не знать его размеры, выглядит очень даже солидно.
 
                                                                                     
                                                                                     
                                                                                     
                                                                                     
                                                                                     
                                                                                    