С 01.10.2024 года в силу вступили новые ставки утилизационного сбора, которые существенно сказались на стоимости импортных автомобилей. Однако, если верить планам, одной индексацией эта история не ограничится, и автолюбителям стоит готовиться к тому, что с каждым годом утильсбор будет расти все выше и выше. Что это такое, чего ожидать дальше, и как минимизировать затраты?
Относиться к подобным «инициативам» можно по-разному: для кого-то это огромная бизнес проблема, а кого-то, возможно, даже порадует тот факт, что теперь машин на дорогах станет меньше, потому как стоить они будут дороже. Спойлер: не станет, просто вместо относительно новых приличных авто в пробках будут коптить небо устаревшие морально и физически колымаги. Но, сегодня мы не совсем об этом.
Что такое утилизационный сбор и зачем он нужен?
Если опираться на определение, то утильсбор – это платеж за экологичную утилизацию автомобиля после его эксплуатации. Регламентируется эта история № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и оплачивается единожды – при растаможке ввозимого автомобиля. Без отметки об уплате в ЭПТС ставить на учет и эксплуатировать транспортное запрещено.
Надо сказать, что изначально введение подобного платежа было реально необходимо и обусловлено тем, что в рамках подготовки ко вступлению РФ во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) – от Москвы требовали снижения ввозных пошлин на подержанные иномарки. И чтобы российские дороги не захватили ржавые Десептиконы, а воздух не пропитался выхлопными газами европейского автоутиля - правительство просто вынуждено было разрабатывать меры противодействия, и приводить законодательство в соответствие с требованиями. Раз нельзя наложить пошлину на продавца, то почему бы ей не «мотивировать» покупателя?
Кроме того, на повестке дня уже в то время стоял, причем так же остро, как и сегодня, вопрос о развитии собственного автопрома, который в реальной конкурентной среде, пока что, существовать не в состоянии. Ему необходима помощь административного ресурса, без которой он на ноги никогда не встанет. Запомним эти тезисы, они обязательно пригодятся нам в резюме…
Когда не нужно платить утильсбор?
Для тех, кто не совсем разобрался в механизме, поясним, что наличие утилизационного сбора – не означает того, что теперь к стоимости машины постоянно необходимо плюсовать несколько сот тысяч рублей. Потому как существуют обстоятельства, в которых его оплата не актуальна. В частности, утильсбор не нужно платить если:
- Ранее он уже уплачен;
- Авто старше 30 лет;
- Машина является собственностью беженцев или переселенцев. Причем как добровольных, так и вынужденных;
- Транспорт ввозится в страну временно;
- Автомобиль выпущен менее трех лет назад, и находится в особой экономической зоне – Калининградской области;
- Средство передвижения принадлежит дипмиссии или международной организации.
Как рассчитывается утилизационный сбор?
Рассчитать размер утильсбора достаточно просто: по формуле «Базовая ставка (БС) х коэффициент (К)». Оба множителя устанавливаются правительством. И если говорить о БС, то на текущий год тариф составляет:
- На легковые автомобили – 20 000 рублей;
- На грузовики и другие категории – 150 000 рублей;
- На спецтехнику – 172 500 рублей.
С коэффициентами все несколько сложнее – они варьируются в зависимости от категории ТС, техническим допустимой массы, объема двигателя и возраста. Но, если посчитать по средней температуре в больнице, то приблизительный прайс будет такой: ввозим легковую машину для себя, объемом не более трех литров, старше трех лет: 20 000 * 0,26 = 5 200 рублей.
Что изменилось с 1 октября
Главным изменением стало конечно же увеличение ставки и условия. И если раньше «бизнесмены» ввозили в страну машины десятками, скручивая пробег, и оформляя их на физлиц. То теперь, при перепродаже машины ранее чем через год, «умникам» придется раскошелиться на полноценный утильсбор. Который для самых ходовых авто – 1-2 литра – составит 556 200 рублей. Правда это только в 2024-м. Уже в следующем году сумма утильсбора для легковых автомобилей составит от 667 400.
Собственно, это и является причиной роста ценника в салонах, вынужденных вписывать серьезные расходы в стоимость. Однако, если везти машину для себя, например с Японии, воспользовавшись нашими услугами, и не перепродавать ее в течение года – никаких изменений. Все те же родные 5200. То есть, на наших клиентов это увеличение распространяться не будет. Кстати, возвращаясь к ставкам: резкий скачок на 75-80% с 1 октября – это еще не вся история. До 2030-го они будут повышаться на 10-20% ежегодно – каждого первого января, в итоге пробив планку в миллион.
Что в итоге
В ВТО Россия так и не вступила, однако безудержный рост импорта, который не особо остановили ни относительно невысокие пошлины, ни «копеечная» ставка утилизационного сбора – напрочь отбил у родного автопрома какое-либо желание развития. Насыщенная конкурентная среда не дала встать на ноги ни Волге, ни Москвичу, ни ВАЗу. Тем более, что на большинстве автозаводов страны свои модели локализовали европейские бренды.
Но, в 2022-м году все снова встало с ног на голову. И вопрос развития собственного автопрома опять стал актуален как никогда, особенно на фоне резкой экспансии Китая. Да и автопарк сильно стареет. Смотря объективно: большинству давно пора в утиль. Средний возраст авто в России уже пробил отметку в 15 лет. Отсюда и вновь возникший интерес к механизму утилизационного сбора, помните же да, тезисы, которые мы с вами зафиксировали в начале?