С точки зрения закона, растамаживать авто из Китая придётся по общим правилам. Процесс не отличается от ввоза из Кореи, например. Ставки обязательных платежей зависят от характеристик автомобиля, а не страны происхождения. Причем платежей несколько, и считаются они по-разному.
Что входит в растаможку?
Таможенные пошлины на автомобили из Китая
Для машины с ДВС рассчитывается в зависимости от возраста, а также объёма. Выгоднее всего растаможить авто из Китая возрастом 3-5 лет (так называемые «проходные»). Для них ставки пошлины такие:
Объем двигателя (см3 ) | Ставка пошлины (€ за 1 см3) |
До 1 000 | 1,5 |
1 001 – 1 500 | 1,7 |
1 501 – 1 800 | 2,5 |
1 801 – 2 300 | 2,7 |
2 301 – 3 000 | 3,0 |
Свыше 3 000 | 3,6 |
Если авто старше 5 лет, цифры уже выше:
Объем двигателя (см3) | Ставка пошлины (€ за 1 см3) |
До 1 000 | 3,0 |
1 001 – 1 500 | 3,2 |
1 501 – 1 800 | 3,5 |
1 801 – 2 300 | 4,8 |
2 301 – 3 000 | 5,0 |
Свыше 3 000 | 5,7 |
Для новых машин (менее трёх лет) пошлина зависит от изначальной стоимости. Эту цену, согласно закону, берут по данным производителя для авто аналогичной комплектации и года выхода, а если таких данных не найдётся, то по каталогам, информации зарубежных организаций или других «независимых источников».
Таможенная стоимость (€) | Ставка пошлины (%) |
До 8 500 | 54%, но не менее 2,5 € за 1 см3 объема двигателя |
8 500 – 16 700 | 48%, но не менее 3,5 € за 1 см3 объема двигателя |
16 700 – 42 300 | 48%, но не менее 5,5 € за 1 см3 объема двигателя |
42 300 – 84 500 | 48%, но не менее 7,5 € за 1 см3 объема двигателя |
84 500 – 169 000 | 48%, но не менее 15 € за 1 см3 объема двигателя |
Свыше 169 000 | 48%, но не менее 20 € за 1 см3 объема двигателя |
Ну и своя схема действует для электромобилей: 15% от стоимости.
Утилизационный сбор
Базовая ставка единая для всех легковых автомобилей: 20 000 рублей. Затем её умножают на коэффициенты. И здесь есть очень важный и дорогостоящий нюанс.
Если машину ввозит физическое лицо для личного пользования (и будет им владеть минимум год) коэффициент будет 0,17 для машины до трёх лет и 0,26 – старше трёх лет. То есть 3400 и 5200 рублей соответственно. Но такой тариф действует до объёма двигателя 3000 см3. Если он больше, то действуют коммерческие коэффициенты, которые далеко не такие низкие:
Объём двигателя | Новые (до 3 лет) | Старше 3 лет |
Электро/гибрид | 33,37 | 58,70 |
До 1 л | 9,01 | 23,00 |
От 1 до 2 л | 33,37 | 58,70 |
От 2 до 3 л | 93,77 | 141,97 |
От 3 до 3,5 л | 107,67 | 164,84 |
Более 3,5 л | 137,11 | 180,24 |
То есть за авто старше трёх лет с двигателем более 3,5 л придётся отдать 3 604 800 рублей. А ещё по льготному тарифу можно ввезти только один автомобиль в год для себя.
Таможенный сбор (оформление)
Он рассчитывается, исходя из задекларированной цены машины.
Стоимость автомобиля (₽) | Сбор за оформление (₽) |
до 200 000 | 1 067 |
200 000 – 450 000 | 2 134 |
450 000 – 1 200 000 | 4 269 |
1 200 000 – 2 700 000 | 11 746 |
2 700 000 – 4 200 000 | 16 524 |
4 200 000 – 5 500 000 | 21 344 |
5 500 000 – 7 000 000 | 27 540 |
свыше 7 000 000 | 30 000 |
Акциз
Он касается только электромобилей и последовательных гибридов (то есть за простую бензиновую или дизельную машину его платить не надо). А рассчитывается он от мощности:
Мощность двигателя | Ставка акциза |
до 90 л.с. | 0 руб. за 1 л.с. |
90.01 – 150 л.с. | 61 руб. за 1 л.с. |
150.01 – 200 л.с. | 583 руб. за 1 л.с. |
200.01 – 300 л.с. | 955 руб. за 1 л.с. |
300.01 – 400 л.с. | 1628 руб. за 1 л.с. |
400.01 – 500 л.с. | 1685 руб. за 1 л.с. |
свыше 500.01 л.с. | 1740 руб. за 1 л.с. |
Налог на добавленную стоимость
НДС добавляет 20% к общей цене, то есть ко всему, что насчитали выше. Как и акциз, действует только для электромобилей и последовательных гибридов.
Калькулятор растаможки
Знать всю эту информацию, конечно, полезно, но существует немало калькуляторов, которые позволяют сделать расчёт стоимости растаможки автомобиля онлайн, без возни с таблицами, например, Drom.ru, tks.ru, terminalzm.ru, ucsol.ru, sbcargo.ru.
Какие документы потребуются?
До растаможки идёт этап покупки автомобиля в Китае. И приобрести его можно, например, на сайтах Guazi, Youxin, 58.com, Made-in-China.com и т.д. Интерфейс часто на китайском, а для регистрации потребуется китайский номер.
Также важно, чтобы при оформлении были все необходимые документы.
От продавца потребуются:
- Инвойс (документ с данными об автомобиле, цене, продавце и покупателе)
- Договор купли-продажи
- Сертификат с подтверждением происхождения машины и её характеристиками
- Регистрационный документ, где отмечается законность владения – аналог нашего ПТС
- Другие документы: сервисная книжка, справки об отсутствии ограничений (ареста, залогов, долгов).
От покупателя нужны:
- Паспорт или другое удостоверение личности
- Доверенность, если действует посредник
- Подтверждение оплаты (банковские документы – платёжка, выписка)
- Контактные данные
Растаможка: пошаговая инструкция
Заполнение таможенной декларации
Для этого понадобятся:
- Паспорт покупателя,
- ИНН,
- договор купли-продажи/инвойс,
- экспортная декларация,
- техпаспорт китайского образца,
- Транспортные документы,
- Платёжные документы (подтверждение перевода продавцу),
- Квитанции об уплате пошлины, утильсбора и сбора за таможенное оформление (таблицы приведены выше).
Декларацию можно подать в таможенных постах федеральной таможенной службы там, где ввозится автомобиль (порты, пограничные переходы, железнодорожные терминалы).
Декларация по форме, утверждённой Решением Коллегии ЕЭК № 257 от 20.12.2017, состоит из данных граф:
- Декларация: тип ИМ 40 (для внутреннего потребления)
- Отправитель: продавец из Китая
- Получатель: ФИО российского покупателя
- Декларант: данные того, кто подаёт декларацию (ФИО, паспортные данные, адрес)
- Грузовые места и описание товаров: подробное описание машины (марка, модель, VIN, год, цвет, тип двигателя (бензин, дизель, гибрид, электромобиль), объём (см3), количество мест)
- Код товара (ТН ВЭД ЕАЭС).
Для легковых автомобилей с ДВС применяются такие коды в зависимости от объёма двигателя:
Бензиновые 870321 не более 1000 см3 870322 1000–1500 см3 870323 1500–3000 см3 870324 3000 см3 Дизельные 870331 не более 1500 см3 870332 1500–2500 см3 870333 более 2500 см3 Электромобили обозначаются кодом 8703 80 000 2, параллельные гибриды – как авто с ДВС.
- Цена товара: стоимость по инвойсу в юанях и рублях.
- Дополнительная информация / представленные документы: паспорт ТС, договор, экспортная декларация, коносамент, платёжные документы и т.д.
- Исчисление платежей: таможенная пошлина, утильсбор, сбор за оформление.
Оплата, проверка и получение ПТС
Производится по реквизитам с сайта ФТС. Квитанции об оплате прикладываются к декларации. Затем таможня сверяет данные с документами и выдаёт Пассажирскую таможеннуую декларацию (ПТД). Затем необходимо пройти экспертизу, по результатам которой автомобиль получает Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), на основе которого, в свою очередь, выдаётся ЭПТС. Затем, имея на руках ПТД и оформив ЭПТС, можно поставить авто на учёт.
Разберём затраты на примерах
Распишем, во что обойдутся популярные авто из Китая, ориентировочно, конечно. Кстати, оттуда везут не только китайские марки.
Mazda CX-5
Довольно известный и популярный у нас кроссовер даже до популяризации ввоза из Китая. Может оснащаться передним или полным приводом.
Toyota RAV4
Кроссовер легендарной марки тоже можно купить в китайском исполнении.
Toyota Corolla
Как ни странно, эту модель во времена официального ввоза покупали меньше, чем, например, Camry, но из Китая её везут довольно охотно.
Honda Breeze
Это, можно сказать, родственник известного у нас CR-V, но для китайского рынка.
Geely Monjaro
Этот кроссовер отлично покупают и из официальных поставок, и привезённым с родины.
Chery Tiggo 8 Pro
Довольно крупный семиместный кроссовер. Подойдёт для большой семьи.
BYD Song Pro
Кроссовер с гибридной установкой последовательно-параллельного типа. Так как у него ДВС может иметь связь с колёсами, платежи считаются как для бензинового автомобиля.
При ввозе автомобиля для себя по льготной ставке утильсбора популярные машины 2021 года выпуска (то есть «проходные») обойдутся в такие суммы:
Модель | Объем, см3 | Цена, CNY/₽ | Пошлина, ₽ | Тамож. сбор, ₽ | Утильсбор, ₽ | Итого, ₽ |
Mazda CX-5 | 1998 | 139 800/ 1 584 759 | 506 215 | 11 746 | 5200 | 2 107 920 |
Toyota RAV4 | 1987 | 169 800/ 1 924 836 | 503 388 | 11 746 | 5200 | 2 445 170 |
Toyota Corolla | 1197 | 116 800/ 1 324 033 | 190 965 | 11 746 | 5200 | 1 531 944 |
Honda Breeze | 1498 | 179 800/ 2 038 195 | 238 966 | 11 746 | 5200 | 2 294 107 |
Geely Monjaro | 1969 | 147 700/ 1 674 312 | 498 978 | 11 746 | 5200 | 2 190 236 |
Chery Tiggo 8 Pro | 1598 | 121 900/ 1 381 846 | 374 880 | 11 746 | 5200 | 1 773 672 |
BYD Song Pro | 1498 | 92 800/ 1 051 972 | 238 966 | 4 269 | 5200 | 1 300 407 |
Если утильсбор будет коммерческим, то и общие цены заметно подрастут:
Модель | Объем, см3 | Цена, CNY/₽ | Пошлина, ₽ | Тамож. сбор, ₽ | Утильсбор, ₽ | Итого, ₽ |
Mazda CX-5 | 1998 | 139 800/ 1 584 759 | 506 215 | 11 746 | 1 174 000 | 3 276 720 |
Toyota RAV4 | 1987 | 169 800/ 1 924 836 | 503 388 | 11 746 | 1 174 000 | 3 613 970 |
Toyota Corolla | 1197 | 116 800/ 1 324 033 | 190 965 | 11 746 | 1 174 000 | 2 700 744 |
Honda Breeze | 1498 | 179 800/ 2 038 195 | 238 966 | 11 746 | 1 174 000 | 3 462 907 |
Geely Monjaro | 1969 | 147 700/ 1 674 312 | 498 978 | 11 746 | 1 174 000 | 3 359 036 |
Chery Tiggo 8 Pro | 1598 | 121 900/ 1 381 846 | 374 880 | 11 746 | 1 174 000 | 2 942 472 |
BYD Song Pro | 1498 | 92 800/ 1 051 972 | 238 966 | 4 269 | 1 174 000 | 2 469 207 |
Также не нужно забывать про стоимость доставки автомобиля по России и услуги таможенного брокера (если он нужен), который может пройти за вас этап оформления. Эти дополнительные расходы зависят от того, куда именно нужно будет привезти автомобиль, и могут составить несколько десятков или даже пару сотен тысяч рублей.
FAQ: часто задаваемые вопросы
Машины известных брендов (Toyota, Honda, Mazda) из Китая хуже, чем их родины?
Нет, это одни и те же модели. Их собирают по лицензии на совместных предприятиях: например, Toyota RAV4 – GAC Toyota, Mazda CX-5 – FAW-Mazda. Качество соответствует стандартам бренда. Различия могут быть в комплектациях.
Стоит ли бояться китайских брендов (Chery, Geely, BYD)?
Китайские марки сильно выросли за последние годы. Раньше претензии были, прежде всего, к хлипкому кузову, не оставляющему шансов при аварии, и к надёжности. Современные же модели часто успешно проходят краш-тесты, да и надёжность в среднем стала лучше.
Какие риски при ввозе авто из Китая?
Нет гарантии. Также возможны проблемы с обслуживанием и поиском запчастей, так как не всегда есть адекватные каталоги.
Возможное отсутствие русификации меню или даже урезанная функциональность. Например, на некоторых официальных моделях Haval сейчас есть сервисы Яндекса, которых по определению не может быть на машинах для китайского рынка.
Также возможны проблемы с экологическим классом. Если он не соответствует российскому, могут назначить экспертизу.
Стоит ли ввозить авто из Китая?
Смысл сохраняется. Например, официальный ввоз автомобилей, естественно, идёт с коммерческим утильсбором, и только на разнице между ним и льготной ставкой можно сэкономить около миллиона. Да и отсутствие русификации, например, часто можно решить перепрошивкой. А если дружите с английским языком, который бывает предустановленным, то и вовсе можно ничего не делать.