Заключить договор

Как растаможить авто из Кореи: пошаговая инструкция

Не всем подходят автомобили, которые официально представлены на российском рынке или продаются здесь же подержанными. Иногда хочется чего-то особенного, чего у нас не найти, иногда нужна комплектация, которая у нас не предлагается, а иногда и просто хочется немного сэкономить. В таких случаях дорога на внешние рынки. И одним из популярных направлений, откуда народ любит привозить машины, остаётся Южная Корея. Что именно делать при растаможке авто из Кореи, во сколько это обойдётся и сколько придётся отдать? Разбираемся ниже.

От чего зависит стоимость растаможки?

Прежде всего, нужно сказать, что в общем случае стоимость растаможки складывается из таможенной пошлины, утилизационного сбора, сбора на оформление, акциза и налога на добавленную стоимость (НДС). Обычных автомобилей с ДВС (бензиновыми или дизельными) касаются только первые три пункта. А вот акциз и НДС придётся платить только при растаможке электромобиля или последовательного гибрида. Так от чего же зависит общая стоимость?

  • Возраст автомобиля

Если машине от 3 до 5 лет, то ставки таможенной пошлины будут самыми низкими. Утильсбор же ниже для нового автомобиля.

  • Двигатель

Для машин с ДВС пошлина и утилизационный сбор зависят от объёма двигателя. В обоих случаях чем он выше, тем выше и ставка.

У электромобилей и последовательных гибридов ставка утильсбора своя, зависит только от возраста. А акциз считается от мощности.

  • Стоимость авто

Для авто с ДВС от изначальной цены зависит только сбор на оформление, а вот для электромобилей – ещё и пошлина.

Что придётся заплатить?

Пожалуй, все знают, что при растаможке нужно заплатить пошлину. На самом деле, не только, но начнём именно с неё.

Таможенная пошлина

Зависит от возраста машины и объёма двигателя. Согласно сайту федеральной таможенной службы, самые выгодные для ввоза автомобили – возрастом 3-5 лет. Они условно называются «проходными».

Объем двигателя (куб. см) и ставка пошлины (€ за 1 куб. см) для машин 3-5 лет:

Объем двигателя (куб. см) Ставка пошлины (€ за 1 куб. см)
До 1 000 1,5
1 001 – 1 500 1,7
1 501 – 1 800 2,5
1 801 – 2 300 2,7
2 301 – 3 000 3,0
Свыше 3 000 3,6

Ставки пошлины (€ за 1 куб. см) для машин старше 5 лет:

Объем двигателя (куб. см) Ставка пошлины (€ за 1 куб. см)
До 1 000 3,0
1 001 – 1 500 3,2
1 501 – 1 800 3,5
1 801 – 2 300 4,8
2 301 – 3 000 5,0
Свыше 3 000 5,7

Машины возрастом менее 3 лет считаются новыми, и для них действует иная схема расчёта, основанная на изначальной стоимости. Её определяют по данным производителя для автомобиля аналогичной комплектации и года выхода, а если таких нет, то по каталогам, информации зарубежных организаций или других «независимых источников».

Таможенная стоимость (€) и ставка пошлины (%):

Таможенная стоимость (€) Ставка пошлины (%)
До 8 500 54%, но не менее 2,5 € за 1 куб. см объема двигателя
8 500 – 16 700 48%, но не менее 3,5 € за 1 куб. см объема двигателя
16 700 – 42 300 48%, но не менее 5,5 € за 1 куб. см объема двигателя
42 300 – 84 500 48%, но не менее 7,5 € за 1 куб. см объема двигателя
84 500 – 169 000 48%, но не менее 15 € за 1 куб. см объема двигателя
Свыше 169 000 48%, но не менее 20 € за 1 куб. см объема двигателя

Особняком в плане пошлин стоят электромобили. Так как их не посчитать по объёму двигателя, для них действует ставка 15% от стоимости.

Утилизационный сбор

Базовая ставка на легковой автомобиль составляет 20 000 рублей. Дальше её нужно умножить на коэффициенты. И здесь есть огромная разница между льготным и так называемым коммерческим утильсбором.

При ввозе автомобиля физическим лицом для личного пользования (он должен быть в собственности минимум год) коэффициент составит 0,17 для машины моложе трёх лет и 0,26 – старше трёх лет. Итого 3400 и 5200 рублей соответственно. Но такой тариф действует до объёма двигателя 3000 куб. см. Если двигатель больше, то применяются уже коммерческие коэффициенты, которые во много раз выше:

Коэффициенты коммерческого утилизационного сбора:

Объём двигателя Новые (до 3 лет) Старше 3 лет Электро/гибрид
33,37 58,70
До 1 л 9,01 23,00
От 1 до 2 л 33,37 58,70
От 2 до 3 л 93,77 141,97
От 3 до 3,5 л 107,67 164,84
Более 3,5 л 137,11 180,24

Итого, например, за автомобиль старше 3 лет с объёмом двигателя более 3,5 л выйдет 3 604 800 рублей.

Таможенный сбор (оформление)

На фоне предыдущих цифр это будут сущие копейки, но заплатить всё же придётся. Сбор за оформление рассчитывается, исходя из задекларированной стоимости автомобиля.

Стоимость автомобиля (₽) и сбор за оформление (₽):

Стоимость автомобиля (₽) Сбор за оформление (₽)
до 200 000 1 067
200 000 – 450 000 2 134
450 000 – 1 200 000 4 269
1 200 000 – 2 700 000 11 746
2 700 000 – 4 200 000 16 524
4 200 000 – 5 500 000 21 344
5 500 000 – 7 000 000 27 540
свыше 7 000 000 30 000

Акциз

Это налог, который платят за многие товары (не только автомобили). Он не касается простых машин с бензиновыми и дизельными ДВС: действует только для электромобилей и последовательных гибридов. А рассчитывается уже не от объёма двигателя, а от мощности:

Мощность двигателя и ставка акциза:

Мощность двигателя Ставка акциза
до 90 л.с. 0 руб. за 1 л.с.
90.01 – 150 л.с. 61 руб. за 1 л.с.
150.01 – 200 л.с. 583 руб. за 1 л.с.
200.01 – 300 л.с. 955 руб. за 1 л.с.
300.01 – 400 л.с. 1628 руб. за 1 л.с.
400.01 – 500 л.с. 1685 руб. за 1 л.с.
свыше 500.01 л.с. 1740 руб. за 1 л.с.

Налог на добавленную стоимость

НДС составляет 20% от общей стоимости автомобиля, то есть от суммы исходная цена + пошлина + акциз + утильсбор + сбор за оформление. Как и акциз, распространяется только на электромобили и последовательные гибриды.

А сколько всё это будет стоить? Разбираемся на примерах

Возьмём «проходные» (возраст от 3 до 5 лет) автомобили популярных моделей.

Hyundai Tucson из Кореи

Hyundai Tucson – отлично известный у нас кроссовер, так как довольно долго продавался официально. Может иметь передний или полный привод, атмосферные или турбированные двигатели.

Kia Seltos из Кореи

Kia Seltos – также знакомая россиянам машина. Более того, она даже производилась у нас. Могла быть с передним или полным приводом, двигателями объёмом 1,6 или 2 л.

Samsung XM3 из Кореи

Samsung XM3 официально у нас представлен не был, но его внешность знакома многим. Да, это родственник производившегося у нас Renault Arkana. Но с совсем другим салоном и отличиями в ходовой части.

BMW X3 из Кореи

BMW X3 – довольно популярный в своё время кроссовер баварской марки.

Honda CR-V из Кореи

Honda CR-V давно известна и любима в России. В определённый момент к высокому качеству прибавилась соответствующая цена, и популярность пошла на спад.

Hyundai Sonata из Кореи

Hyundai Sonata тоже достаточно хорошо известна у нас, но в определённый момент её затмила родственница по концерну – KIA K5.

Kia K3 из Кореи

Kia K3. У нас аналог этой машины известен как Kia Cerato.

Kia Sportage из Кореи

Kia Sportage – очень известный в России и популярный во многих поколениях кроссовер. Сейчас его тоже продолжают поставлять, но уже по «параллельным» схемам.

Если ввозить машину самостоятельно и для себя, то выйдет такая картина:

Модель Цена в Корее,
KRW/₽
Пошлина,
€/₽
Оформление,
Утильсбор, ₽ ИТОГО, ₽
Hyundai Tucson 1.6T FWD (2021) 22 000 000 / 1 420 720 3 995 / 377 376 11 746 5 200 1 806 342
Kia Seltos 1.6 (2021) 17 000 000 / 1 131 920 3 995 / 377 376 4 269 5 200 1 511 565
Samsung XM3 1.6 (2021) 15 000 000 / 1 016 400 3 995 / 377 376 4 269 5 200 1 396 045
BMW X3 2.0 (2021) 40 000 000 / 2 460 400 5 394,6 / 509 586 11 746 5 200 2 978 232
Honda CR-V 1.5T (2021) 35 000 000 / 2 171 600 2 546,6 / 240 557 11 746 5 200 2 420 403
Hyundai Sonata 2.0 (2021) 18 000 000 / 1 189 680 5 397,3 / 509 841 4 269 5 200 1 701 790
Kia K3 1.6 (2021) 14 000 000 / 958 640 3 977,5 / 375 723 4 269 5 200 1 336 632
Kia Sportage 2.0 (2021) 20 000 000 / 1 305 200 5 397,3 / 509 841 11 746 5 200 1 823 287

Коммерческий же утильсбор гораздо больше: он для всех этих машин составит 1 174 000 рублей, а таблица будет выглядеть так:

Модель Цена в Корее,
KRW/₽
Пошлина,
€/₽
Оформление,
Утильсбор, ₽ ИТОГО, ₽
Hyundai Tucson 1.6T FWD (2021) 22 000 000 / 1 420 720 3 995 / 377 376 11 746 1 174 000 2 975 142
Kia Seltos 1.6 (2021) 17 000 000 / 1 131 920 3 995 / 377 376 4 269 1 174 000 2 680 365
Samsung XM3 1.6 (2021) 15 000 000 / 1 016 400 3 995 / 377 376 4 269 1 174 000 2 564 845
BMW X3 2.0 (2021) 40 000 000 / 2 460 400 5 394,6 / 509 586 11 746 1 174 000 4 147 032
Honda CR-V 1.5T (2021) 35 000 000 / 2 171 600 2 546,6 / 240 557 11 746 1 174 000 3 589 203
Hyundai Sonata 2.0 (2021) 18 000 000 / 1 189 680 5 397,3 / 509 841 4 269 1 174 000 2 870 590
Kia K3 1.6 (2021) 14 000 000 / 958 640 3 977,5 / 375 723 4 269 1 174 000 2 505 432
Kia Sportage 2.0 (2021) 20 000 000 / 1 305 200 5 397,3 / 509 841 11 746 1 174 000 2 992 087

Как посчитать стоимость самостоятельно?

Если требуется посчитать, сколько будет стоить растаможка конкретной машины, можно воспользоваться таблицами выше и калькулятором. Но для упрощения жизни существуют и онлайн-сервисы, которые позволяют рассчитать все цифры гораздо быстрее.

Есть как универсальные, вроде Drom.ru, tks.ru, terminalzm.ru, так и «заточенные» именно под автомобили из Кореи.

Оформляем растаможку: что и как делать

Основные этапы

Покупка

Купить автомобиль можно, к примеру, на специализированных сайтах:

Минус – интерфейс почти всегда на корейском, так что без знания языка будет сложновато.

Некоторую информацию о машине можно собрать дистанционно: детальные качественные фото, видео, участие в ДТП, документы. Некоторые бренды позволяют запросить историю обслуживания.

Но во всех случаях не помешал бы личный осмотр на предмет возможных дефектов, так что либо ехать туда, либо доверить эту работу посредникам.

Продавец должен предоставить:

  • Инвойс (документ с данными об автомобиле, цене, продавце и покупателе)
  • Договор купли-продажи
  • Сертификат с подтверждением происхождения машины и её характеристиками
  • Регистрационный документ, где отмечается законность владения (аналог нашего ПТС)
  • Прочие документы: сервисная книжка, справки об отсутствии ограничений (ареста, залогов, долгов)

От покупателя потребуются:

  • Паспорт или другое удостоверение личности
  • Доверенность, если действует посредник
  • Подтверждение оплаты (банковские документы – платёжка, выписка)
  • Контактные данные

Доставка

Доставка идёт преимущественно морем во Владивосток. Схема относительно налаженная. Здесь, опять же, может помочь посредник, чтобы ваша машина не прозябала долго в ожидании загрузки.

Таможенная декларация

Заполнить её возможно как самостоятельно, так и через брокера, на таможенном посту или через приложение Федеральной таможенной службы – удалённо.

Экспертиза (оформление СБКТС)

Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства нужно для получения электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС) и постановки автомобиля на учёт. Чтобы получить СБКТС, придётся пройти экспертизу в аккредитованной лаборатории. Потребуются:

  • Паспорт
  • СНИЛС
  • Инвойс
  • Корейский ПТС
  • Описание авто (приложение №17 к техрегламенту Таможенного союза 018/2011)
  • Фотографии (включая VIN и шильдики)

Все иностранные документы нужно перевести на русский язык (только сертифицированный переводчик) и заверены нотариусом.

Постановка на учёт

Планировалось, что система ЭРА-ГЛОНАСС будет обязательной к установке и, соответственно, без неё учёта не видать. Но до 31 декабря 2027 года действует мораторий на это устройство. Пока машины ставят на учёт и без него.

Логистика: сколько понадобится времени и денег?

До Владивостока машина в любом случае поедет морем в контейнере. Плюс в том, что машина защищена от внешних воздействий. Минус – довольно долго. А для дальнейшей доставки по России есть несколько вариантов.

Самый быстрый и недорогой способ – конечно, самостоятельный перегон. Кроме того, плюс в том, что можно лично проследить за состоянием авто. Но тут нужен соответствующий опыт.

Автовоз – способ относительно быстрый и довольно дорогой (ценник может достигать 200 000 рублей и более), но относительно безопасный, так как это делается через логистов и со страховкой. 

Доставка поездом немного дороже автовоза (примерно на 10%) и займёт ещё больше времени (до 30 суток). Большой плюс этого вида доставки- максимальная сохранность автомобиля, здесь минимальны риски возникновения дополнительных сколов на лакокрасочном покрытии и ДТП, что не сказать о доставке автовозом.

И, конечно, в любом случае нужно выбирать перевозчика с опытом, гарантиями, договорами, большим багажом выполненных заказов и отзывов.

Кроме того, нельзя забывать и о дополнительных расходах:

  • Таможенный брокер. Поможет с растаможкой. Стоимость услуг в районе 10-20 тысяч рублей.
  • Автоподбор или комплексное сопровождение. Найдут машину, проверят, пообщаются с продавцом, проконтролируют доставку. Обычно такие специалисты берут плату в процентах от цены автомобиля, около 5-10%.

Важные моменты

А можно ли сэкономить?

Да. Растаможка в любом случае будет дешевле, если речь идёт о малолитражке с маломощным двигателем. Как мы разбирали выше, некоторые платежи зависят от объёма двигателя, некоторые – от мощности. А пошлины и утильсбор – от возраста. Пошлины самые низкие для машин возрастом 3-5 лет, утильсбор – до трёх. Ну и главный источник выгоды – льготный утильсбор. Если вы ввозите автомобиль для себя, экономить на рассмотренных нами машинах можно около миллиона рублей. На некоторых – даже больше.

Нужен ли таможенный брокер?

На его услуги вы, конечно, потратитесь, но можете сэкономить немало времени и нервов, ведь все процедуры довольно сложные и требуют предельной внимательности. И малейшие ошибки в документах чреваты потерей времени и даже штрафами.

И в любом случае старайтесь следить за всем процессом: сбор и заполнение документов, экспертиза, установка ЭРА-ГЛОНАСС и т.д.

Часто задаваемые вопросы

Что дешевле растамаживать: новую или подержанную машину?

Возьмём для примера Hyundai Tucson. При примерной стоимости «проходного» кроссовера 2021 года в Корее 1 420 720 рублей пошлина составит 377 376 рублей. Даже если бы новый Tucson стоил столько же, пошлина составила бы 681 946 рублей. Но он стоит от 1 621 663, значит, пошлина достигает уже минимум 778 398 рублей.

Почему утильсбор такой высокий?

В целом, официальные комментарии на этот счёт единодушны: сбор вводили ради поддержки отечественных автопроизводителей.

Президент России Владимир Путин отметил, что утильсбор «помогает выстраивать устойчивую автопромышленность, не нарушая международных обязательств». Также глава государства отметил, что в других странах тоже поддерживают своих производителей, но через другие инструменты.

Денис Мантуров добавлял, что у ввозимых перекупщиками машин нет ни гарантии, ни сервисного обслуживания, что несёт много рисков.

Утильсбор может показаться высоким даже сейчас, но дальше он будет расти ещё больше. Это называют стимулом к локализации, ведь заводам полного цикла, таким, как АВТОВАЗ, этот сбор компенсируют.

Какой калькулятор надёжнее?

Некоторые сервисы прямо на главной странице отмечают, что они работают по актуальным тарифам, у некоторых нет такого примечания. Но крупные игроки, такие, как Drom, обычно оперативно подстраиваются под изменение тарифов. Также ничего не мешает проверить актуальность информации, посчитав платежи вручную и с помощью онлайн-калькулятора, а затем сравнить.

Что такое СБКТС/ЭПТС?

Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) говорит о том, что автомобиль соответствует техрегламенту Таможенного союза 018/2011. В Таможенный союз Евразийского экономического союза (ЕАЭС) входят: Россия, Казахстан, Армения, Беларусь, Киргизия. То есть, иначе говоря, СБКТС подтверждает, что машина безопасна и допущена к эксплуатации в ЕАЭС.

Электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) в 2020 году заменил ранее привычные бумажные ПТС, где содержится основная информация об автомобиле: марка, модель, год выпуска, некоторые характеристики и и история регистраций. Фактически, ЭПТС – это просто запись в базе (система электронных паспортов – СЭП).

Так стоит ли связываться с растаможкой авто из Кореи?

Смысл, определённо, есть. Во-первых, такая машина выйдет дешевле, чем покупать из наличия у частников или дилеров в России. Во-вторых, зачастую, состояние автомобилей будет лучше, чем после аналогичного пробега по нашей стране. В-третьих, таким способом можно достать что-то эксклюзивное, чего не найти у нас. Например, более богатые комплектации или вовсе особенные модели, которые в Россию не поставлялись.

Но нужно иметь в виду, что такая покупка автомобиля занимает время и требует вовлечения и внимательности на всех этапах.

Другие статьи
Новинки и лучшие японские автомобили 2025 года: полный обзор
Kei-car и не только: лучшие компакты Японии
Минивэны из Японии: полный гид по семейным автомобилям
Легенда сквозь годы: обзор BMW 3 серии
«Японец» или «китаец»: что выбрать?
Японские кей-кары: какой выбрать?
Скрытые дефекты автомобилей и прочие нюансы аукционов Японии
Про распилы и конструкторы
Написать комментарий