Машины из Поднебесной (официальные и привезенные в частном порядке) в последние годы стали весьма популярны на нашем автомобильном рынке, особенно после того, как производители из других стран ушли из России. Но так ли все с ними безоблачно? Разберем основные плюсы и минусы покупки авто из Китая.
В чем недостатки китайских авто?
Проблемы с техникой и качеством
Коррозия
Когда-то китайские машины были плохими практически во всем (включая стойкость к коррозии), кроме, пожалуй, цены. С тех пор прошло немало времени, автомобили стали во многом лучше, но некоторые так и не получили оцинкованный кузов. Это, например, многие модели GAC и некоторые Changan. Кроме того, обработка кузова тоже может быть не на высшем уровне. На днище зачастую нет никакой мастики. Словом, дополнительное покрытие и антикор скрытых полостей явно не помешают.
Проблемы с электроникой
Опциями «китайцы» напичканы, как правило, щедро, но вот работает все это не всегда идеально. Например, даже в тест-драйвах официально поставляемых машин можно увидеть упоминания глюков и отказов мультимедийных систем. И, казалось бы, не такая уж большая проблема: в крайнем случае окажешься без музыки на некоторое время. Но нет. Нюанс в том, что на многих моделях управление практически всеми функциями зашито в этот самый экран. И никаких ручек с кнопками. А на ввезенных машинах очень повезет, если есть хотя бы английский язык в дополнение к китайскому. Да и русифицировать не всегда получится.
Металл и ЛКП
Прошли уже времена мемов про то, что китайские машины делают из списанных бочек. Сейчас металл, в целом, получше, но, бывает, подводит лакокрасочное покрытие. Часто оно нанесено довольно тонким слоем и охотно отваливается. А оцинковка под ним не всегда есть, как мы говорили выше.
Ходовая часть
Жизненный цикл китайских автомобилей, как правило, довольно недолгий. Обновление модельного ряда идет быстро. Может быть, поэтому (но это не точно) ходовая часть бывает не настроена как надо. Либо подвеска нормально справляется с крупными ямами и кочками, но сильно подрагивает на мелких, либо наоборот. Раньше еще попадались уникумы, на которых буквально ездить невозможно, потому что они нетерпимы к неровностям как к классу.
Повышенный расход топлива
Удивительно, но факт. Китайские автомобили иногда расходуют больше топлива, чем японские или европейские одноклассники. Проблема может быть в неоптимальной конструкции собственных двигателей (опять же, помним, что китайская разработка идет быстро), в потерях в трансмиссии либо в несовершенной аэродинамике.
Финансовые подводные камни
Растаможка
Таможенные пошлины
Ранее мы уже касались этой темы. Авто возрастом 3-5 лет называют «проходными», так как на них самые низкие ставки пошлины (1,5-3,6 € за 1 см3 в случае авто с ДВС), но если хотите машину посвежее или вовсе новую, то ставки, мягко говоря, не обрадуют:
Таможенная стоимость (€) | Ставка пошлины (%) |
---|---|
До 8 500 | 54%, но не менее 2,5 € за 1 см3 объема двигателя |
8 500 – 16 700 | 48%, но не менее 3,5 € за 1 см3 объема двигателя |
16 700 – 42 300 | 48%, но не менее 5,5 € за 1 см3 объема двигателя |
42 300 – 84 500 | 48%, но не менее 7,5 € за 1 см3 объема двигателя |
84 500 – 169 000 | 48%, но не менее 15 € за 1 см3 объема двигателя |
Свыше 169 000 | 48%, но не менее 20 € за 1 см3 объема двигателя |
То есть за недорогую малолитражку придётся отдать больше половины её изначальной стоимости. И это ещё далеко не всё…
Утилизационный сбор и прочие платежи
Возможно, нас скоро ждут очень неприятные перемены. Если сейчас можно сэкономить на утильсборе (а именно заплатить 3400-5200 рублей) при покупке машины с объемом двигателя до 3 л, то с 1 ноября может вступить в силу другой порядок. Власти хотят привязать утильсбор не только к объему, но и к мощности, а также отменить льготный тариф для авто мощнее 160 л.с. То есть придется платить по коммерческой ставке. И за машину с 3-литровым двигателем старше трех лет, даже если везти для себя, потребуют уже не 5200, а… 2 839 400 рублей! Да, именно так. Почти 3 миллиона – только утильсбор. И это если учитывать нынешние ставки, только по объему. По факту же они, скорее всего, вырастут еще.
Также не нужно забывать про сбор на оформление и платежи для электромобилей и последовательных гибридов (акциз и НДС). Последний, кстати, с 2026 года будет уже не 20, а 22%.
Проблемы с ликвидностью
Хотя китайские машины со временем стали заметно лучше (и стали стоить дороже, кстати), на вторичном рынке они все еще дешевеют быстрее одноклассников из других стран. И, соответственно, продать их потом тоже будет тяжелее. Китайский автомобиль запросто может потерять 40-60% стоимости за 5 лет.
Сложности с ремонтом и обслуживанием
Здесь опять нужно напомнить про стремительное обновление модельного ряда. Из-за этого ассортимент, казалось бы, аналогичных деталей быстро расширяется, а найти нужную бывает сложновато. Из-за дефицита растет и ценник.
Смежная тема – обслуживание. Все по тем же причинам дефицитными и дорогими могут быть и расходники для ТО. Кроме того, на китайские модели до сих пор зачастую не найти нормальные каталоги запчастей, привычные по другим иномаркам. И, если заказывать, ждать запчасти приходится до 4 месяцев.
Еще одна проблема: из-за того, что один китайский концерн может напридумывать с десяток суббрендов, у каждого из которых свои дилеры, последних может быть попросту маловато для комфортного обслуживания машины.
Проблемы с логистикой
Сложности с документами
В целом, оформление ввоза машины в Россию – дело посильное, но специфическое. Нужно вникать в тонкости, быть предельно внимательным, чтобы не ошибиться. Поэтому люди зачастую нанимают таможенных брокеров, которые давно «в теме» и могут помочь. Но, разумеется, не бесплатно.
Риски при доставке
Машину везут сначала по КНР, потом в Россию (Владивосток), а потом, возможно, будет нужна и доставка по стране (в Москву, например). Дорога неблизкая. Отсюда и возможные проблемы. Повредить машину могут на любом этапе. Может быть, даже не один раз. Так что и к этому нужно быть очень внимательным.
Сертификация – тоже дело непростое
Чтобы машина могла ездить по нашим дорогам, нужно поставить ее на учет. Этого не сделают без ЭПТС. Чтобы получить его, нужно Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Его выдают специальные лаборатории после экспертизы. Опять же, на всех этапах нужно строго следить за правильностью выполнения процедуры. Существует вероятность нарваться на лабораторию, которая выдаст документы без реальной экспертизы. Если это потом вскроется, то заключение могут признать недействительным, а там, по цепочке, и регистрацию тоже.
Гарантия и страховка
Если пригонять китайскую машину самостоятельно, она, естественно, будет заметно дешевле такой же, но «официальной». Подвох тут в том, что в случае проблем рассчитывать будет практически не на кого и не на что, ведь вы покупали машину не у российского дилера. Есть еще промежуточный вариант, когда дилеры сами занимаются «параллельными» поставками, тогда, если повезет, они могут предоставить гарантию от себя. Но такая машина тоже будет дороже привезенной самостоятельно.
Со страховкой тоже возможны неприятности. Поскольку страховщики обычно формируют цену полиса исходя из своих рисков, оформить его, например, на редкую машину может влететь в копеечку.
Что выбрать из «китайцев»?
В плане надежности ориентироваться можно, например, на данные агентства J.D. Power. Для составления своих рейтингов они используют данные о количестве проблем на 100 автомобилей. За 2024 год десятка лидеров по надежности среди китайских марок выглядит так:
- Chery (203)
- Geely (204)
- GAC Trumpchi (206)
- Changan (207)
- Jetour (208)
- Exeed (209)
- MG (211)
- Dongfeng (214)
Специалисты отмечают, что показатели выше, чем у именитых марок, но наблюдается тенденция к снижению.
Если говорить о конкретных моделях, можно, например, обратиться к данным сервиса «Автотека». В 2023 году они составляли свой рейтинг на основе запросов истории автомобилей. Согласно ему, самым надежным оказался не Chery и не Geely, а Changan CS35. Именно этот автомобиль реже участвовал в ДТП и требовал серьёзного ремонта. Дальнейший список выглядит так: JAC J7, Geely Atlas Pro, Haval Jolion, Changan CS35 Plus, Changan CS75, JAC S3, Exeed TXL, Geely Emgrand X7 и Exeed VX.
Как минимизировать риски при покупке?
Как правило, действовать придется через посредника. Тут, конечно, нужно выбирать реально существующую компанию со своими реквизитами, сайтом, опытом, наработанной базой выполненных заказов и т.д. Не стоит вестись на «выгодные» предложения, если они исходят непонятно от кого.
Перед оплатой нужна копия инвойса от китайского продавца, также нужно уточнить, есть ли у машины ОТТС или хотя бы можно ли будет ее сертифицировать.
Понятно, что машину в Китае лично осмотреть не получится. Придется довольствоваться видеозаписью осмотра, чтобы оценить состояние автомобиля. В ролике обязательно должны засветиться VIN и одометр с цифрами пробега, чтобы убедиться, что это именно тот автомобиль, который заявлялся. Если машина подержанная, можно пробить VIN по китайским базам, чтобы увидеть возможные скрытые повреждения.
После прибытия автомобиля нужно повторить осмотр, в том числе на предмет повреждений при доставке.
Какую модель выбрать?
Если машина нужна просто для того, чтобы ездить, лучше выбирать из тех моделей, которые присутствуют в продаже в России официально и при этом достаточно популярны. По данным «Автостат Инфо», топ-5 самых популярных китайских автомобилей в России в 2024 году выглядит так:
- Haval Jolion – 84,2 тыс.
- Chery Tiggo 7 Pro Max – 62,2 тыс.
- Chery Tiggo 4 Pro – 52,8 тыс.
- Geely Monjaro – 47 тыс.
- Omoda C5 – 38,5 тыс.
Так будет больше шансов на успешный поиск и выгодную покупку запчастей и расходников. Но даже в этом случае могут найтись расхождения между версиями для России и Китая.
При выборе комплектации нужно быть внимательным. К примеру, часто в китайских машинах нет даже подогревов сидений, не говоря уже о руле или лобовом стекле. А ведь это очень важные для нашей страны опции. Также стоит заранее узнать, получится ли русифицировать меню автомобиля или есть ли там хотя бы английский язык.
Что можно взять вместо «китайцев»?
Не все доверяют китайским моделям. Кто-то скорее возьмет изделия российского автопрома (но нужно учитывать, что в них сейчас тоже немало китайских деталей), кто-то предпочтет за цену машин из Поднебесной выбирать из немецких, корейских, японских авто, но попроще или постарше. И здесь есть интересная особенность…
Стоит ли привозить авто из Китая?
Да, вполне. Ведь оттуда возможен пригон не только машины исконно китайского бренда, но и вполне респектабельных для нашего потребителя Volkswagen, Audi, BMW и т.д. Фокус в том, что мировые концерны создают совместные предприятия с китайцами и производят для местного рынка привычные нам модели, причем часто в эксклюзивных версиях – с удлиненной колесной базой. Даже если это, например, небольшой BMW 2 серии.
Но в любом случае, как мы всегда говорим, при ввозе автомобиля из-за рубежа нужно сохранять бдительность и контролировать процесс на всех этапах. Тогда потенциальный владелец может получить хорошую машину за приемлемые деньги и радоваться своему приобретению.