Японцы продают свои авто по различным причинам — чаще всего это происходит в связи с желанием обновить свой автопарк и приобрести новое транспортное средство. Однако в Японии существует ряд факторов, которые делают продажу автомобиля более распространенным явлением, чем в других странах.
Прежде всего, в Японии невероятно популярна сфера общественного транспорта. Люди пользуются отличным метро, а также сетью автобусов и электричек. Помимо этого, японское законодательство предусматривает, что работодатель компенсирует своим сотрудникам расходы на проезд от дома до работы. Благодаря этому многим японцам по сути не требуется личный автомобиль и, следовательно, продают его. Подтверждением этой тенденции является то, что на аукционах порой можно встретить подержанные автомобили с очень маленьким пробегом.
Нельзя не отметить и высокую стоимость бензина в Японии. В среднем, литр бензина стоит около 175 йен, что эквивалентно примерно 110 рублям. Это значительно дороже, чем в других странах, и может стать причиной для продажи автомобиля.
Когда японец готов продать свою машину, он привозит ее в ближайший аукционный дом.
Там с помощью общедоступных компьютеров он может узнать статистику по продажам автомобилей своей марки, узнать среднерыночную стоимость автомобилей, учитывая пробег, модель, цвет. Эта информация позволяет владельцу автомобиля получить представление о том, какую сумму он может выручить за продажу.
Рядом с аукционным домом обычно расположена автомойка, на которой японцы моют авто перед продажей. В момент передачи автомобиля аукционным домом владелец заверяет документ своей подписью, тем самым подтверждая, что он выставляет машину на продажу. Кроме того, он может написать свои впечатления о техническом состоянии автомобиля, указать преимущества комплектации (например, наличие камеры заднего вида).
Если у автомобиля имеются запасные ключи, информация об этом вписана в аукционный лист. Ключи от проданной машины будут отправлены покупателю по почте. Однако иногда автомобили продаются в комплекте с единственным ключом.
Довольно часто владельцы забирают из своего автомобиля навигационную систему, чтобы впоследствии переставить ее в свою новую машину. Это делается для того, чтобы сэкономить на покупке новой, дорогостоящей системы. Отсутствие системы зачастую не влияет на цену автомобиля и не уменьшает число возможных покупателей.
Обычно автомобиль продается в первоначальной комплектации, которая включает в себя запасное колесо, домкрат и балонник. Сами японцы редко пользуются этими инструментами, так как качество дорог в стране очень высокое.
Процесс осмотра авто на аукционе
Продажа автомобиля на японском аукционе включает в себя обязательный осмотр, проводимый инспектором данного аукциона. Его задача — выявить любые неисправности, внешние повреждения, такие как вмятины или царапины, а также проверить работоспособность оборудования. Все обнаруженные дефекты письменно отображаются в аукционном листе. Осмотр, как правило, занимает от 15 до 20 минут. Важно отметить, что автомобиль не проверяется в движении, также не мониторится подвеска.
Такой подход говорит о том, что даже авто с пробегом более 100 000 км в Японии имеют превосходное состояние и практически не имеют серьезных минусов. Этот факт подтверждается многолетним опытом работы с японскими автомобилями. Безусловно, подвеска такого автомобиля уже не новая, но она исправна и надежна.
Однако стоит быть осторожным, поскольку нечестные продавцы на отечественных авторынках нередко пользуются этим инструментом, чтобы обмануть покупателей. Они приобретают недорогие авто с пробегом 150-300 000 км, «сбивают» его до 30-50 000 км и продают по рыночной стоимости, не предоставляя аукционный лист или предоставляя поддельный документ.
Перед продажей на аукционе японский владелец автомобиля указывает желаемую цену. Обычно она ненамного меньше средней стоимости по рынку. Это делается для того, чтобы обеспечить продажу машины по ее реальной цене. На практике мы видим, что японские автолюбители не склонны к чрезмерному завышению цены, и выставляемая ими стоимость, как правило, обоснована.
В течение всего времени, когда авто пребывает на аукционной стоянке и разыгрывается на торгах, владелец платит за услуги хранения. Оплата производится еженедельно, так как такие аукционы проводятся один раз в неделю. Например, аукцион USS Yokohama проводится по вторникам, USS Tokio — по четвергам, USS Nagoya — по пятницам и т.д. Автомобиль остается на аукционе до момента продажи. Если владелец решает снять автомобиль с торгов, он выплачивает аукциону исключительно комиссионные.
Комиссионные за продажу авто на аукционе
При продаже автомобиля на японском аукционе как продавец, так и покупатель оплачивают комиссию. Размер комиссии зависит от цены за автомобиль, условий проведения аукциона и конкретной марки. Как правило, она не превышает 100 долларов.
Важно знать, что даже если автомобиль не удается продать на аукционе, владелец всё равно оплачивает комиссию. Однако ее размер в такой ситуации будет меньше, поскольку аукцион не справился с поставленной задачей.
Обычно автомобиль не продается из-за того, что покупатели предлагают цену, которая ниже, чем хочет получить продавец. Также бывают ситуации, когда на автомобиль претендуют только двое покупателей. Например, один готов заплатить 1 миллион йен, а другой — 500 тысяч. В этом случае, по правилам аукциона, первый покупатель должен предложить 503 000 йен, чтобы увеличить свою ставку. Но даже если он это сделает, автомобиль всё равно может остаться непроданным. Причина может заключаться в том, что продавец готов продать машину только за 600 тысяч йен. Мы сами столкнулись с таким случаем, когда продавали автомобиль посольства нашей страны.
В таких ситуациях автомобиль может быть переторгован в течение дня. Согласно условиям проведения аукциона, к озвученной сумме прибавляется 30 тысяч йен. Наши партнеры из Японии связываются с сотрудниками аукциона, которые уточняют у продавца минимально возможную стоимость продажи. Если продавец хочет 600 000 йен, то именно с этой цифры стартуют дополнительные торги, и машина продается за означенную сумму.
Что будет, если автомобиль не получается продать?
Если авто не реализуется с первого раза, у владельца есть несколько возможных сценариев действий. Он может выставлять машину на аукцион каждую неделю, пока не найдет покупателя, если позволяет время. А если деньги нужно получить в ближайшее время, владелец может перевезти машину на другой аукцион, где чаще проходят торги, например, через пару дней или даже на следующий день. Однако, по статистике, более 50% автомобилей продается с первого раза. Проблемы с продажей возникают редко. Важно понимать, что оценка автомобилей на аукционах играет значительную роль. Бывает, что автомобиль, получивший на одном из аукционов оценку R или 3.5, не продается. В таком случае владелец может перевезти его на другой аукцион, где он получит оценку 4 или 4.5, что автоматически увеличивает его стоимость.
Это происходит потому, что владелец, не сумев продать автомобиль в первый раз, может отремонтировать некоторые части авто и улучшить его состояние. Например, он может устранить неисправности, сделать небольшой ремонт кузова или отвезти машину на мойку. В результате автомобиль становится более привлекательным, его оценка повышается, и он может быть продан быстрее и по более выгодной цене.
Чаще среди всех аукционов наиболее строгую систему оценивания состояния авто имеют аукционы Honda и ТАА. Их сотрудники очень тщательно осматривают каждый автомобиль, обращая внимание на любые, даже самые маленькие, царапины и вмятины. Поэтому в случае, если продаваемый на одном из этих аукционов автомобиль, получает оценку 4.5 балла, это значит, что у него нет видимых повреждений.
Риски при покупке авто на аукционе
Многие наши клиенты беспокоятся о том, не рискуют ли они купить автомобиль с изначально низкой оценкой, который был искусственно «подтянут» недобросовестными продавцами перед продажей. Такие случаи действительно происходят, причем как среди японских продавцов, так и среди выходцев из других стран, например, русских или пакистанцев.
Также важно помнить, что у каждого автомобиля есть номер кузова, который хранит важную информацию. По номеру кузова можно узнать об истории автомобиля, на каких аукционах он уже участвовал, и посмотреть динамику его оценок (понижались ли они или наоборот).
Наша компания обязательно проверяет автомобиль по номеру кузова. Зачастую мы приобретаем авто с оценкой выше 4 баллов. Как правило, у таких машин нет «скелетов в шкафу». Но даже в случаях, когда изначальная оценка была занижена, а потом поднялась до 4 баллов, это означает, что авто имеет неплохое состояние и может рассматриваться для покупки. Разница в оценках может быть связана с разными подходами на различных аукционах. Бывает, что на одном аукционе машина награждается оценкой R, а на другом — 4 или 4.5. Если какая-то деталь автомобиля была заменена, на ней, скорее всего, будет клеймо, даже если машина не была в аварии. Замена детали могла быть произведена из-за вмятины или царапины.
Важно понимать, что размер аукциона не играет решающей роли. В наше время спрос на «японцев» очень высок. Поэтому японским продавцам нет смысла обращаться только в крупные аукционные дома. Они чаще всего предпочитают работать с ближайшими аукционами, что удобнее. Все аукционы работают по одному принципу: автомобиль приобретает тот, кто выставляет наибольшую цену. Поэтому стоимость автомобиля не зависит от того, где он представлен — в небольшом или крупном аукционном доме. Главное отличие — в крупных домах процент продаж обычно выше.
При выборе автомобиля для наших клиентов мы обращаем внимание на его общее техническое состояние, пробег, оценку, внешний вид и наличие дополнительных опций, таких как противотуманные фары, ветровики, климат-контроль и т.д. Аукцион, где происходит покупка, не влияет на цену. Существует объективная рыночная стоимость авто, которая может варьироваться в зависимости от конкретного случая и хода торгов. При определении ставки мы всегда учитываем бюджет и пожелания клиента. И, наконец, даже «маленький» аукцион является крупной организацией, которая во время торгов закрывает несколько сотен сделок по продаже автомобилей.
Где проводятся аукционы?
Местоположение аукциона играет определенную роль в нашей работе. Если автомобиль продается на аукционе, расположенном в отдаленном регионе Японии, например, на Окинаве, цена на него может быть ниже. Однако доставка такого автомобиля обойдется дороже.
Существуют аукционы, которые взимают дополнительную плату за доставку, учитывая ее удаленность. Однако из-за того, что мы уже много лет сотрудничаем с нашими японскими партнерами, они не выставляют нам дополнительную плату за отдаленные аукционы. Соответственно, мы также не взимаем дополнительную плату с наших клиентов.
Важно отметить, что наша компания выставляет фиксированную комиссию за услуги, размер которой не зависит от мощности двигателя, размера автомобиля или расположения аукциона. В случае, если цена на купленный автомобиль выше 500 000 йен, клиенту не выставляются дополнительные счета.
Исключением является редкий случай, когда вы берете авто в «аварийном» состоянии, с повреждениями кузова, неисправной оптикой, рулевым управлением или протечками. Такое авто транспортируется с помощью эвакуатора, что сопряжено с дополнительными расходами. Однако о компенсации этих расходов мы всегда заранее договариваемся с клиентом.