Климат контроль и круиз контроль – системы, входящие в комплектацию современных авто. Первая – поддерживает установленную температуру, а вторая – скорость транспортного средства. Ниже подробнее рассмотрим, в чем особенности каждого из устройств, как они работают, и чем отличаются.
В чем заключается разница круиз-контроля и климат-контроля?
Климат-контролем называется автоматическая система управления микроклиматом в салоне автомобиля. Она состоит из кондиционера, печки, различных фильтров и датчиков, а также электронного блока управления. Наиболее совершенные системы, устанавливающиеся в дорогие автомобили, учитывают не только температуру, но и освещенность салона за счет солнечного света, что дополнительно повышает уровень комфорта.
Для нормальной работы системе климат-контроля необходимы как минимум три датчика, отслеживающих температуру воздуха в салоне, температуру воздуха на улице и интенсивность солнечного освещения. В зависимости от их показаний происходит автоматическая реакция на изменение климатической обстановки и включается охлаждение либо подогрев воздуха в салоне.
Круиз-контролем называется устройство, позволяющее поддерживать постоянную скорость автомобиля. Оно в автоматическом режиме прибавляет скорость при ее снижении и уменьшает при увеличении (например, на спусках) без непосредственного вмешательства водителя.
Круиз-контроль удобен при поездках на дальние расстояния, когда водителю утомительно длительное время удерживать педаль газа в одном и том же положении. Он устанавливается на автомобилях как с автоматической, так и с механической коробкой передач. Кнопки круиза позволяют осуществлять управление оперативно и легко. Мазду с аукциона Японии можно купить с климат и круиз-контролем.
Что такое круиз-контроль
В основном про круиз-контроль интересуются покупатели иномарок, так как данная опция больше свойственна именно для автомобилей зарубежных производителей, чем наших отечественных. Круиз-контроль – это система, благодаря которой при движении на большие расстояния по трассам автомобиль может двигаться с постоянной, заданной водителем, скоростью.
На этапе своей работы система самостоятельно принимает решение, на каком участке дороги стоит сбавить подачу топлива, к примеру, на спуске, а на каком отрезке пути, наоборот, увеличить подачу топлива, например, на подъеме. Участие водителя, во время работы данной системы, заключается только том, чтобы вращать рулевое колесо в нужном направлении, а все остальное делает круиз авто. Но эта система больше эффективна при езде по междугородным и международным трассам, при передвижении по городу ее не включают, тут она практически бесполезна, поэтому установка круиз-контроля в таком случае не нужна.
Типы и принципы работы круиз-контролей
Система бывает двух видов:
- Пассивная – простой вариант круиза авто, в функции которого входит поддержание скорости. Состоит из датчиков, привода заслонки и управляющего блока. При снижении скоростного параметра ЭБУ дает команду на увеличение подачи топлива.
- Адаптивная – более сложная система, подразумевающая наличие радаров, контролирующих расстояние до впереди движущихся машин. При этом круиз способен самостоятельно регулировать скорость – увеличивать или уменьшать ее. Главная задача такой опции состоит в предотвращении столкновения.
Адаптивный круиз-контроль функциональней пассивного. Изюминка его работы лежит в том, что, помимо наличия функций от пассивного устройства, он позволяет контролировать расстояние до впереди едущих или стоящих объектов и предупреждать водителя об опасности, а в критической ситуации автоматически тормозить автомобилем. Основная задача – предотвратить столкновение с впереди едущим или стоящим объектом.
Если рассматривать лазерные или радарные адаптивные круиз-контроли, то более эффективными считаются вторые, так как лазерные плохо работают в дождливую и снежную погоду. Радарные круиз-контроли эффективны в любую погоду, но сильно влияют на цену автомобиля, поэтому такие устройства в основном идут в комплектации авто представительского класса.
Что такое климат-контроль
Чтобы понять, чем отличается климат контроль от круиз-контроля, необходимо знать особенности каждой из систем. Так, климатическая система – группа устройств, включающих кондиционер, температурный и влажностный датчик, блок управления и фильтры.
В ее функции входит создание в автомобиле комфортного климата путем установки определенной температуры. Оптимальный параметр – от 22 до 25 градусов Цельсия с влажностью 65-80 процентов. В зависимости от установленного параметра климатическая система включает кондиционер для охлаждения или обогреватель – для нагрева.
Виды климат-контроля и особенности
Самой простой разновидностью климат контроля является однозонный вариант. Принцип работы климат-контроля предусматривает рассредоточение воздуха определенной температуры по всему периметру салона. В данном случае водителю и пассажирам приходится искать компромисс в установлении температурного режима.
Двухзонный климат контроль дает возможность расположенному на переднем сиденье пассажиру устанавливать желаемую температуру воздуха, которая будет отличаться от температуры, установленной в зоне водителя. Отметим существование предела разницы между температурой в водительской и пассажирской зоне (например, если водитель выставил температуру 23 градуса Цельсия, а передний пассажир – 27 градусов, то последующее повышение температуры пассажиром на 1 градус автоматически увеличит температуру в зоне водителя на аналогичное значение). Двухзонный климат контроль является наиболее распространенным видом многозонного климат контроля.
Отличительной характеристикой трехзонного климат контроля является возможность создания отдельной температуры в зонах водителя и переднего пассажира, а также на заднем ряду сидений.
Установленный в автомобиле четырехзонный климат контроль позволяет регулировать температуру воздуха в каждой четверти салона автомобиля. Некоторые модели Сузуки с аукциона Японии часто оснащаются климат-контролем.
Плюсы и минусы климат-контроля
Как всякая техническая система, климат-контроль имеет свои преимущества и недостатки. Они выявляются не только специалистами, но и рядовыми потребителями. Начнем с перечисления преимуществ:
- обеспечения комфортных условий пребывания в салоне автомобиля для водителя и пассажиров (особенно это касается многозонных систем);
- автоматический режим работы;
- большое количество регулируемых параметров;
- минимизация участия человека в работе системы;
- простой, удобный и интуитивно понятный интерфейс, обеспечивающий быстроту обучения работы с системой.
К недостаткам климат-контроля относится:
- увеличенная цена машины, оборудованной такой системой;
- высокая стоимость обслуживания и ремонта;
- увеличенный расход топлива в случае эксплуатации системы;
- самостоятельный ремонт климат-контроля невозможен.
Отличие климат-контроля от кондиционера
Несмотря на то, что климат-контроль и кондиционер предназначены для поддержания комфортной обстановки в салоне автомобиля, между ними существует принципиальная разница. Изначально кондиционер предназначен для производства охлажденного воздуха и является неотъемлемым узлом системы климат контроля. Последняя, в свою очередь, является комплексным решением, созданным для автоматического регулирования температуры в салоне.
Заключение
С учетом сказанного можно подвести итог, чем отличается круиз-контроль от климат-контроля. Это полностью разные устройства, ориентированные на выполнение индивидуальных задач. В функции круиза входит поддержание установленной водителем скорости, а климат-контроля – поддержание в салоне оптимальной температуры. Общее только в том, что эти устройства созданы для повышения уровня комфорта при вождении.